МААМ-картинки

Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Копач Светлана Владимировна
Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье говорится об экологическом воспитании младших дошкольников, формах и методах ознакомления детей с окружающим миром.

Ключевые слова: дошкольное образование, младший дошкольный возраст, окружающий мир, экологическое воспитание.

Публикация «Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современных условиях роста экологических проблем, возникает проблема переосмысления педагогических подходов в теории и практике развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к природному окружению. В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012) отмечается значимость экологического образования и воспитания, уточняется необходимость формирования основ экологической культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день образование в сфере экологии находится на стадии активной разработки методологии и реализации образовательных программ экологической направленности. В этой связи значимой выступает задача формирования бережного отношения к природе у детей, начиная с самого раннего периода детства – дошкольного и младшего школьного возраста.

Современные идеи экологического воспитания детей основаны на работах ученых, педагогов и методистов (Н. А. Рыжова, В. А. Ашикова, Н. Н. Кондратьева, В. Н. Кузнецова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин). Теоретико-практические подходы в ознакомлении детей с природой в большей степени основаны на явлениях живой природы, которая ориентирована на взаимозависимость растений и животных от окружающей среды. В этом ключе разработаны различные методы и активные формы работы, которые мотивируют детей к различным специфическим видам познавательной деятельности.

На формирование основ экологической культуры направлен непрерывный процесс обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников, именуемый экологическим образованием, которое осуществляется с использованием различных интерактивных форм (занятия, элементарная поисковая деятельность, экологические праздники, квест-игры) и методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, экологические терренкуры, чтение художественной литературы, игра и др.).

Большую роль в развитии познавательного интереса детей имеет организация работы с художественной литературой (природоведческой, дидактической, медитативной, художественной сказкой, поэзией, которая включает в себя чтение сказок, беседы, мини-драматизации и театрализации. Л. П. Молодова отмечает, что «. сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистичное представление о ней, в то же время сопереживая живому. Смена эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний на чтение художественной литературы об увиденном, формирует у учащихся единство реального и гуманного видения живой природы» [5, с. 48].

Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказочные произведения воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение ко многим вещам, развивают познавательный интерес к природе.

Большую роль выполняет сказка природоведческого содержания, за которой в педагогике закрепилось понятие «экологическая сказка». Такие произведения написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием природы: В. Бианки, Н. Сладковым и другими. В сказках этих авторов раскрывается биологическое разнообразие животного мира, взаимоотношения и особенности обитания. Авторы закладывают идею ответственности человека за сохранение природы, призывают маленького читателя беречь, защищать и изучать ее. Многогранность содержания экологических сказок заключается в том, что они дают необходимые детям знания о неживой природе и самым доступным образом рассказывают о минералах и горных породах. Зачастую в сказках драгоценные камни являются для добросердечных людей наградой, и наоборот, они пропадают у тех, кто не соблюдает нравственные или моральные законы, кто просто хочет достичь богатства [2, с. 81].

Например, в русской народной сказке «Морозко» старуха отправляет девочку-падчерицу в темный холодный лес за хворостом. Там она встречает Морозко и, несмотря на угрозу смерти, относится к нему с добротой и лаской. В итоге возвращается к отцу в деревню с подарками и сундуком драгоценных камней. Аналогичный сюжет и в сказках В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», братьев Гримм «Госпожа Метелица».

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный и школьный возраст. Творчество выполняет важную роль в самой личности детей. Во время выполнения творческих заданий в ходе изучения сказок дети выступают не только объектами, но и субъектами – равноправными партнерами педагога в решении поставленных задач. Экологическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту и разнообразие природы в любых естественных проявлениях.

Исходя из общей цели экологического и нравственного воспитания, особенностей психического развития детей дошкольного школьного возраста, посредством сказок могут формироваться основы как нравственной, так и экологической культуры. Использование сказки способствует высоким результатам детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).

Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что применение и активное использование сказки в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Новогодний праздник для детей младшего дошкольного возраста «Снегурочкина сказка…»Новогодний праздник для детей младшего дошкольного возраста «Снегурочкина сказка…» "Снегурочкина сказка…" Новогодний праздник в 1 младшей группе. Автор сценария - Музыкальный руководитель – Мозжерина Е. Н. Подготовили и.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Сценарий театра на столе «Русалочья сказка» для детей младшего дошкольного возрастаСценарий театра на столе «Русалочья сказка» для детей младшего дошкольного возраста Сценарий театра на столе «Русалочья сказка» для детей младшего дошкольного возраста. Автор – Шубенкова Татьяна Евграфовна Мало кто знает,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 08:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Копач Светлана Владимировна (УИ 1427111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД