Карчушкина Юлия
Сказка, как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста
Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Карчушкина Юлия.
Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Цель сказки заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
«У кого в детстве не бывает сказки,
Тот вырастает сухим, колючим человеком,
И люди об него ушибаются,
Как о лежащий на дороге камень,
Публикация «Сказка, как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
И укалываются как о лист осота»
И. Токмакова.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Ребенок играет и познает себя.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка. В моем опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социальнокоммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а так же правила обращения с книгами
-центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое).
–центр «Строительства», где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;
– центр игр и аксессуаров, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
– центр театрализованной деятельности, в котором расположились: настольный театр, пальчиковый театр, картонный театр на магнитах.
Традиционный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
-Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
В ходе совместной деятельности знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь.
В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
- знают определенные сказочные сюжеты;
- понимают сюжетную линию сказки;
- выделяют проблему, актуализированную в сказке;
- умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
- могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему;
Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.
В нашей развивающей предметно-пространственной среде, появились герои сказок сделанные родителями, также обновились уголок ряженья, театральной деятельности (появились маски новых героев из сказок)
Проведена консультация для родителей на тему «Сказки на ночь», «Сказкотерапия».
В связи с чем, считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей. С огромным удовольствием составляют сказки и рассказы про своих детей, тем самым в нашей группе отдельное место занимает книга «Полезные сказки»В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Спасибо за внимание!