Лучший педагог года

Сказка про гласные и согласные звуки

Екатерина Седова
Сказка про гласные и согласные звуки

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей конкретного занятия.

Первая часть сказки дает возможность :

• познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках,

• формировать понятие «гласный звук»,

• развивать слуховое внимание,

Публикация «Сказка про гласные и согласные звуки» размещена в разделах

• развивать и корригировать фонематический слух. Например, после прочтения (рассказа) текста предложить вспомнить какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную песенку, в какой последовательности пели звуки, какие песенки могут спеть звуки И, У и т. д.

• познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

• проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

• Вторая часть сказки позволяет :

• формировать понятие «согласный звук»;

облегчить работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы», в начальных классах школы;

познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим несколько слов о йотированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Е, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными, изложенными в работе: Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей, 1995— С 194, но, знакомя дошкольников с этими буквами, не надо перегружать их теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их «хитростях» будут рассказывать в школе.

Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить к процессу обучения. Сказка — не исключение. Творите, выдумывайте, пробуйте.

СКАЗКА

Часть 1

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер : А — радостный и веселый, У — угрюмый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый., Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый упрямый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко

— А, У, О, И, Э, Ы

По одному и парами (дуэтом)

— АУ, ОИ. ЭЫ!

По трое (трио)

— АУО, ИЭЫ!

И даже хором

— АУОИЭЫ!

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки :

— Как же так — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет.

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить. А да И нашли по три палочки.

А сделал шалаш с перекладиной.

И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидел колесо, оно ему и подошло.

Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут

Часть 2

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:

— й,й,й,й.

Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит

— й, й, й.

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.

— й,й й.

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й - й - й. Слушал-слушал А, да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.

И-краткий согласился, и они запели:

— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

— Буду, — ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О.

— Пожалуйста!

— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

-йЭ, йЭ, йэ.

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».

Опечалены были только И да Ы:

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много и дома, и на концертах.

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.

Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Так с тех пор и повелось в русском языке:

• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

• все остальные звуки — согласные,

• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

• твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф']. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» «Как мы гласные звуки искали!»Конспект НОД по ОО «Развитие речи» «Как мы гласные звуки искали!» Конспект НОД по ОО "Развитие речи" "Как мы гласные звуки искали!" Цель: обобщить и закрепить знания детей о звуках и буквах родного языка,.

Конспект педагогического мероприятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» Тема: «Звук. Принцесса Гласа. Принцесса Согласа.» Целевые ориентиры: 1. Продолжать знакомить с понятием «звук». 2. Познакомить с принцессами.

Сказки про гласные и согласные звуки Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказки и "домик звуков". Начинаю работу.

Стихотворения на гласные звуки. Стихотворение, посвященное юбилею ДОУ Утром утка улетела, Улыбнулась и запела. Удивилась улица: Наша утка – умница! Осенью облако сделалось серым, Ослик смотрел на печальное.

Конспект занятия «Гласные звуки» (повторение) Цель: закрепление умения различать гласные звуки «О, А, У, И»; закрепление понятия «гласный звук»; развитие фонетического слуха и восприятия,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки гласные и согласные» (повторение) Цели занятия: закрепить у детей понятие «гласные и со- гласные звуки»; учить распознавать звуки на слух, соотносить их с нужными символа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка про гласные и согласные звуки
Опубликовано: 13 марта 2016 в 00:05
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД