Папки-передвижки

Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития

Калимат Алиева
Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития.

Подготовила: воспитатель средней группы №4 Алиева Калимат Изамитовна «МАДОУ ДС «Ручеёк»

«Сказка - ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок»

Публикация «Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития» размещена в разделах

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат и формируют культурный смысл поведения.

Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами.

Сказки показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления мира. Сказочные истории и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Ведь этот небольшой по объему текст учит правильно относиться к злу и добру, на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки. Кроме того, сказки интересны детям и понятны им.

Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.

Официально сказкотерапия достаточно молодая наука, хотя многие сказки из традиционного фольклора тоже содержат корректирующий эффект.

Художественные сказки

Художественные сказки, наиболее приближены к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не используются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии.

Психокоррекционные сказки

Данный тип сказок подразумевает мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения ребёнка. Часто используются для детей с агрессивным и буйным характером. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально для каждого ребёнка.

Психотерапевтические сказки

В отличие от психокоррекционых сказок, психотерапевтические сказки менее травматичны и применяются большинством при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация, то есть главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки

Эти сказки отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику- менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности ребёнка.

Дидактические сказки

Дидактические сказки часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Назначение этих сказок научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому.

Коммуникативная игра «Подари цветок»

Возьмите из коробки по одному цветку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот цветок, потому что ты добрый.» Тем детям, которым ничего не осталось, цветок дарит воспитатель, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Психогимнастика «Клеевой снег»

- Ребята, вы любите гулять под теплым снегом? Пока мы с вами разговаривали, пошел теплый снег. (Дети радостно под музыку прыгают под воображаемым идущим снегом). Музыка останавливается.

- Снег оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил. Садитесь в круг на ковер и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я нежно пожму Маше руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.

- Ну, вот снег не идет уже, и мы можем свободно двигаться. Пока мы гуляли под идущим снегом, мы оказались в лесу. Здесь собрались грубые, сердитые, гневные люди, которые всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. Они превратились в страшные физиономии и кляксы. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело.

Игра «Ругаемся овощам и фруктами»

Детям предлагается встать в круг и ругать стоящих рядом овощем или фруктом (ты-помидор, а ты- апельсин). Желательно произносить эти слова гневно, сердито. Эти действия вызывают смех. «Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется.»

Игра «Мусорный бачок»

-Давайте избавимся от воплощения жестокости и гнева.

Детям предлагается порвать на мелкие кусочки, листы бумаги с изображением страшных лиц и грязных клякс. Затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорный бачок.

-Ребята, мы с вами потратили столько сил на избавление от грубости, гнева, злости, поэтому давайте отдохнем.

Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.

Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки).

-Что можно сделать с солнышком? ( Ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо.

Элементы сказкотерапии многоплановы. Выбрали несколько направлений, в рамках которых решаются коррекционные, развивающие воспитательные задачи. Одно из направлений – Аналитическое. Суть этого направления - интерпретация сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение, люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах. На занятии берём известную сказку. Размышляем и беседуем по содержанию сказки. Мы начали с простейших сказок, таких как «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок», обсуждали поступки героев этих сказок. Беседуя по содержанию сказки «Колобок» задавали детям следующие вопросы: «Кто больше всего понравился в сказке

Кто не понравился и почему?

Что бы вы сделали на месте колобка?

Дети принимали активное участие в обсуждении и размышлении. На первом занятии всем больше всего понравился колобок, и они хотели бы быть на него похожими. Так же дети обратили внимания на плохой поступок лисы. Дети отрицательно отнеслись к действиям лисы. Каждый раз, путешествуя в сказку, установили правило, как нужно вести себя в сказке. Не кричать, не ссориться, слушать внимательно друг друга, относится с уважением ко всем. Сделали вывод, что наши дети не только знают эти правила, и умеют их применять в сказке, а значит, перенесут в жизнь.

Итоги работы и их практическая значимость.

Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были решены следующие задачи:

Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать.

Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась уверенность в себе, отсутствие страха. Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии показали нам, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Использование сказкотерапии позволило воспитать культуру речевого общения дошкольников. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 20:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающего воспитания и разностороннего развития» (включая файлы) размещена пользователем Калимат Алиева (УИ 439892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД