Сказкотерапия как метод психокоррекции детей с ОВЗ

Наталья Ложенко
Сказкотерапия как метод психокоррекции детей с ОВЗ

При поступлении в детский сад слабослышащие дети, как правило, имеют обеднённые представления об окружающих их предметах и людях. Вместе с тем они оказываются беспомощными в самообслуживании из-за гиперопеки со стороны родителей, а ведь ее проявление приводит к ограничению собственной активности детей, закрепляет инфантильность, неуверенность. И только рационально-правильное построение педагогического процесса способно оказать коррекционное воздействие на развитие ребёнка в целом.

Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, а так же личностному росту детей с ОВЗ в социуме, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Для реализации проекта по сказкотерапии в группу были приобретены различные виды театра, (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, костюмы животных и сказочных героев, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок, изготовлены маски, родителями изготовлена ширма.

Начав работу в группе комбинированной направленности мы, педагоги столкнулись с проблемой неумения детей общаться друг с другом. Дети вели себя агрессивно по отношению друг к другу. Даже после нескольких месяцев работы дети нашей группы не играли вместе не в группе не на прогулке. У 90% детей группы было рассеяно внимание. Мы не могли включить их в игру, заинтересовать их сюжетом, так как они даже не всегда понимали, в силу своих физиологических особенностей смысл происходящего вокруг них. Если мы им читали сказку, то они не понимали ее смысл. И тогда мы пришли к выводу необходимости применения нестандартных методов воспитания. И разработали проект по сказкотерапии.

Сказки мы подбираем разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто сочиняем сказки самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку мы видим те переживания детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать или даже просто как слабослышащие дети не всегда могут выразить словами.

В данное время дети нашей группы любят слушать сказки и с удовольствие сами стали их показывать. В зависимости от настроения дети представляют себя тем или иным героем; будто хитрая лиса или застенчивый заяц.

Работа со сказкой мы построили следующим образом:

Сначала мы читали сказку, непосредственно сопровождая ход иллюстрационным материалом, потом пытались ее обсудить с детьми (на тот момент в группе было 60% неговорящих детей) и мы, задавая вопрос, злой или добрый герой пытались добиться, чтобы ребенок хоть бы с помощью мимики смог выразить свой ответ. Так как память у наших детей слабая, то обязательно во второй половине дня закрепляли материал: рисовали, лепили, делали поделки, связанные непосредственно с этой сказкой. Через несколько месяцев мы отметили, что дети начинают нас слушать и слышать. Начали усложнять материал – это определило второй этап нашей работы.

Мы стали знакомить детей с настольным театром. В нём использовали самые разнообразные его виды. Он завоевал популярность у наших детей. Давая им, возможность играть самостоятельно, наблюдали за ними. Когда дети заигрывались, то без внимания раскрепощались и это давало возможность проследить, увидеть проблему, о которой даже и не подозревали. Это могли быть страхи, чрезмерная застенчивость или даже агрессия. Обыгрывание сказочных ситуаций оказывало неоценимую помощь на развитие речи детей. Столкнувшись с незнанием и трудностью запоминать цвета, мы использовали цикл занятий «Разноцветные сказки» по авторской методике Н. В. Нищевой. Используя их, мы не только закрепляли знания о цвете, но и побуждали применять прилагательные в речи.

Следующий этап - драматизация, проигрывание сказки в ролях. Сначала мы предлагали ту или иную роль. Дети стеснялись друг друга. Пришлось нам переодеваться и играть с ними на равных. А теперь они уже сами распределяют между собой роли. Но в группе это в группе, они перестали стесняться, а когда пришлось выступать в музыкальном зале, дети вели себя совсем по-другому: скованно и напряженно. Юля, самая активная девочка вообще отказалась выступать. А Дима начал вести себя неадекватно, кидал стулья, кричал истерично.

Также детям нашей группы нравится разыгрывать друг с другом спектакли на пальчиках. Ведь они основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребята в этом случае играют сами, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику и жесты.

Сейчас дети играют в различные виды театра и разыгрывают между собой сказки. Участвуют в театрализованных постановках детского сада. В 2015 году на празднике приуроченном годовщине открытия сада выступили в сольном номере. Рита и Егор (слабослышащие дети) рассказывают стихи, пусть на своем, нам непонятном языке. Но мы считаем успехом, то, что они уже не боятся и не стесняются.

В 2014 году представляли начальный опыт нашей работы в рамках проекта Школа Доброты, в 2015 году, представляли взаимосвязь работы дефектолога и воспитателей группы комбинированной направленности. Показав НОД с использованием метода сказкотерапии.

Наш проект не окончен, и мы надеемся воспитанников нашей группы вывести на большую сцену в городском фестивале детского музыкального творчества «Дебют»

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Библиотерапия как метод психокоррекции у детей дошкольного возраста Важную роль в полноценном развитии ребенка дошкольного возраста имеет чтение художественной литературы, подходящей по возрасту. Но литературы.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Развлечение в средней группе «Путешествие по стране Выдумляндии». Технология психокоррекции социального благополучия ребенка Программное содержание - учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное.

Сказкотерапия как метод оздоровительной работы с детьми Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Консультация «Сказкотерапия как метод развития личности ребенка» № слайда Текст к слайду Слайд 1. Сказкотерапия как метод развития личности ребенка Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого.

Занятие по психокоррекции «Моё имя» Цель:развитие эмоциональной сферы детей. Задачи:-развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного,через собственное ведение.

Занятие по психокоррекции «Паровозик» Цель:-формировать у детей представление об элементарных этических нормах; -воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться; -развивать.

Занятие по психокоррекции «Развеселим мишку» Цели: - учить распознавать настроение по мимике; - развивать чувства сочувствия; радости, уверенности, восторга. - развивать подвижность.

Занятие по психокоррекции «В гости к трем медведям» Цель Развитие навыков общения, выразительности движений. Формирование умения различать состояния напряжения и расслабления. Материал: Корзинки,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод психокоррекции детей с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2016 в 18:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...