Светлана Ковалева
Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Ковалева С. М.
Сказкотерапия_- метод, использующий сказочную форму развития личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Сейчас мы сталкиваемся с тем, что родители все реже читают детям сказки. А это так важно! Ведь в сказках дети находят веру в доброе, светлое. При использовании сказкотерапии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка, происходит лексико- грамматическое совершенствование речи, развивается диалогическая и монологическая речь.
В системе воспитания сказки решают следующие задачи:
-донесение в доступной форме до сознания детей общих ценностей,
-воспитание любви к людям, к природе,
-расширение кругозора, представлений о мире,
-закладывание нравственных начал.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ.
Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:
Сказки просят:
- А сейчас
Вы друзья узнайте нас!
Отгадайте сказочные загадки.
Загадки.
Его из теста испекла
Бабушка для деда,
Но на окошке не нашла,
Ушёл он до обеда (Колобок).
Что за домик у дорожки,
Разноцветные окошки.
Звери в домике живут,
Как же домик тот зовут? (Теремок)
Чтобы урожай собрать,
Дедушке прищлось позвать
Бабку, внучку, Жучку, кошку
Да еще мышонка крошку.
Так в земле сидела крепко
Желтая большая. (Репка)
Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несет ее,-ответь,-
Быстрыми шагами?
А несет е медведь
Вместе с пирогами.
Путь не близкий, дальний путь,
Хочет мишка отдохнуть.
Только Маша не дает на пенек присесть
И румяный пирожок по дорожке съесть.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это. (“Маша и медведь. ”)
Жили-были семь козлят, белых маленьких ребят.
Мама их любила, молочком поила.
Тут зубами щелк да щелк появился серый волк.
Шкуру белую надел, нежным голосом запел.
Как коза запел тот зверь: “Отоприте, детки, дверь”
Мы ответим без подсказки, кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки. (“Волк и семеро козлят”).
Физминутки по сказкам.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки"
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры
Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).
“На сметане мешен, на окошке стужен. ” “Колобок”
“Это что за теремок? Он не низок не высок. ” “Теремок”
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
“Я от бабушки ушел, от дедушки ушел”
“Кто, кто в теремочке живет?
“Кто где живет”
“Разрезные картинки”
“Из какой сказки предмет”
Показываю детям предметы: кувшин с молоком (“Волк и семеро козлят”,
домик-теремок, пирожок, корзинка и др.
ИГРА "Чьи слова?"
Задание: «Кто говорит эти слова?”
“ Я от бабушки ушел и от дедушки ушел. ” - Колобок
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
“Кто сидел на моем стуле и сломал его?” – Мишутка
“Козлятушки, ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла. ” – Коза
ИГРА «Отгадай сказку».
Задание: Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Мышка, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь.
Доктор Айболит, бегемот, акула, заяц.
Бабка, дед, внучка, кошка, Жучка. Мышка.
СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА.
Цель: закрепление знаний русских народных сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.
Артикуляционная гимнастика (развивает дыхание, артикуляционную молторику)
«Колобок»
Тесто жмём, жмём, жмём (лёгкое прижимание губами).
После скалочку возьмём,
Тесто раскатаем (проталкивание языка между зубами).
Тесто мнём, мнём, мнём (лёгкое покусывание языка).
Выпекать колобок в печку мы поставим.
(распластать язык на нижней губе).
1,2,3,4,5 – не пора ли вынимать.
Сказка «Лиса и Колобок»
Бежала Лиса по лесу, хвостиком махала
(язык вправо- влево)
Навстречу ей колобок (надули щеки)
Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу)
И говорит:»Сядь, колобок, ко мне на язычок и снова спой свою песенку.
(язык чашечкой)
Колобок сел Лисе на язычок, она его и проглотила.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами
и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Функция руки универсальна и уникальна. В. А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Цель пальчиковых игр.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию, согласованность движений обеих рук;
Формировать у детей чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
Совершенствовать пространственные представления детей;
Развивать речь, внимание, мышление.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,
также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,
что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,
также можно нарисовать героев сказок на подушечках
пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми
«Пальчики играют - речь развивают»
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
«Сказки на кончиках пальцев»
Сказка «Репка» в стихах.
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
«Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собака Жучка,
Где же кошка, мышка – крошка.»
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка!
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду.
Били яичко баба и дед,
Но не смогли разбить на обед.
Мышка – норушка мимо бежала,
Яичко смахнула, оно и упало.
Плакали горько баба и дед
Яйцо ведь разбилось, пропал их обед.
С тех пор уже Ряба бабе и деду
Несёт лишь простые яйца к обеду.
Сказка «Колобок»
Дед и баба дружно жили,
Колобка слепить решили.
На сметане был мешён,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
От лисы уйти не смог,
Сел лисичке на носок.
Сказка «Теремок»
В чистом поле теремок – теремок,
Был не низок, не высок, не высок.
Звери разные в нём жили.
Жили дружно не тужили.
Там и мышка и лягушка,
Рыжая лиса – подружка,
Зайка быстрый, серый волк,
В дружбе знали они толк.
Но набрёл на теремок, теремок
Мишка бурый, косолапый,
Раздавил он теремок, теремок,
Своей толстой, толстой лапой.
Пальчиковая гимнастика.
“Репка”.
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки репку он полил.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка всем на удивление
Большая-пребольшая, всем хватит угощения.
“Курочка Ряба”
Курочка Ряба бабе и деду яйцо золотое снесла к обеду.
Били яичко баба и дед,
Но не смогли разбить на обед.
Мышка-норушка мимо бежала,
Яйцо смахнула, оно и упало.
Плакали горько баба и дед.
Яйцо их разбилось, пропал их обед.
С тех пор уже Ряба бабе и деду
Несет лишь простые яйца бабе и деду.
Игры инсценировки на основе сказок.
Сказку любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказку можно почитать,
Но лучше в сказку поиграть!
Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок играет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.
Инсценировка используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
. Задачи:
- отрабатывать навыки поведения во время проведения мероприятий;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- прививать интерес к народному творчеству.
Такой комплексный метод позволяет решать обучающие, воспитательные задачи.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету.
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо.
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово! (С. Островой)