МААМ-картинки

Слуховое восприятие и раннее развитие мозга

Елена Плотникова
Слуховое восприятие и раннее развитие мозга

Слуховое восприятие и раннее развитие мозга.

Слуховое восприятие начинается до рождения. В процессе развития человеческий мозг становится узкоспециализированной системой для функций восприятия, памяти и семантики, необходимых для понимания и воспроизведения языка и наслаждения музыкой [1]. Основные этапы этого пошагового развития лежат в основе нервного развития и тесно связаны со слуховым воздействием и коммуникативными действиями в детстве.

Публикация «Слуховое восприятие и раннее развитие мозга» размещена в разделах

Некоторые навыки восприятия речи и музыки присутствуют в мозгу младенца уже при рождении. Мозг новорожденного уже может распознавать знакомые голоса и мелодии из периода плода. Кроме того, новорожденные быстро изучают новые звуки и уделяют много внимания объединению зрительной и слуховой информации [2]. Они заинтересованы в сопоставлении того, что они слышат, с тем, что они видят. Вскоре они узнают соответствия между определенными фонемами и их звуками, а также то, как движутся губы, язык и гортань, чтобы произвести их. Некоторые навыки восприятия речи и музыки развились во время эмбрионального периода, тогда как другие более «запрограммированы». В течение первых нескольких лет слуховое восприятие становится настолько точным и эффективным, что позволяет понимать быструю речь даже в шумных условиях, получать удовольствие от музыки и точно извлекать информацию из звуков окружающей среды [3].

Без методов исследования мозга было бы очень сложно определить навыки восприятия и памяти у младенцев. Большинство методов исследования в настоящее время позволяют использовать только очень простые поведенческие парадигмы для сравнения двух коротких звуковых паттернов, но исследования движутся в сторону более экологических парадигм. Основная проблема при использовании поведенческих методов заключается в том, что результаты зависят не только от навыков восприятия и памяти ребенка, но также от его мотивации и состояния возбуждения.

Традиция когнитивных исследований мозга движется в сторону более экологически обоснованных исследовательских парадигм, в которых используются естественные слова и речь (КСВП, ЭЭГ, МРТ) [4]. Данные, извлеченные из электроэнцефалограммы (ЭЭГ, обеспечивают точную информацию о процессах мозга, лежащих в основе слуховой функции восприятия и памяти (то есть, распознающие голоса, фонемы, запоминание звуковых паттернов, находя сходство между звуками, тогда как функциональная магнитно - резонансная томография (МРТ) [5] обеспечивает хорошее пространственное разрешение в областях, участвующих в задачах восприятия у младенцев и детей. Кроме того, для звуков речи могут быть изучены такие параметры, как идентичность гласных или согласных, высота голоса и другие [5]. Так же этот тип парадигмы в настоящее время разрабатывается для определения возможностей восприятия различных аспектов естественной речи и музыкальных звуков, которые также могут быть использованы у младенцев. Если проблемы с восприятием речи наблюдаются в младенчестве, доступны некоторые экспериментальные методы обучения для укрепления перцептивных навыков.

Результаты исследований со здоровыми людьми показали, что мозг новорожденного на удивление способен улавливать звуки, различия в звуковых характеристиках и даже закономерности в слуховой среде [5]. Результаты прикладных исследований показывают, что существуют явные проблемы уже у новорожденных и у детей раннего возраста, рожденных преждевременно. У некоторых младенцев реакция мозга, связанная с обнаружением изменений продолжительности речевого звука или изменения фонемы, очень слабая или отсутствует. Это означает, что автоматические механизмы, обнаруживающие изменения звуков речи в мозге здорового младенца, не работают как обычно, что затрудняет обнаружение звуков речи

В настоящее время существует несколько идей для очень раннего устранения проблем с восприятием речи и овладением языком. Эти методы часто используют пассивное обучение (например, обучение с помощью плееров или музыкальных игрушек и т. п.).

Слуховая система в мозге плода и новорожденного быстро развивается. Важно направить это развитие в естественное русло. Это обеспечивается за счет предоставления младенцу и ребенку слуховой среды, безопасной от сильных или продолжительных шумов и включающей в себя много ориентированной на ребенка речи и музыки, особенно пения. Не было обнаружено, что фоновая речь или музыка, например, из телевизора, способствуют языковому развитию ребенка; речь и музыка должны быть обращены к ребенку в живой обстановке и в коммуникативной манере. Даже младенцы могут участвовать в общении. Младенцы очень быстро учатся. Общение между младенцами и детьми старшего возраста очень эффективно для обучения речи.

Слуховая система особенно уязвима после преждевременных родов. Для этих младенцев должна быть обеспечена спокойная обстановка с управляемыми младенцами речью и пением, с установленным ритмом в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка, если это возможно, даже во время периода интенсивной терапии.

Младенцы учатся воспроизводить фонемы методом проб и ошибок, слушая и глядя на говорящего. Для обучения речи важно, чтобы ребенок и говорящий смотрели в глаза. Продолжительность зрительного контакта определяется ребенком или младенцем и зависит от возраста младенца, начиная с нескольких секунд.

Очень важно, чтобы дети, которым сложно научиться говорить, слушали речь, находясь в спокойном состоянии, не на ходу.

Совместное внимание жизненно важно для обучения речи. Взрослые должны активно искать моменты общего внимания с детьми с самого раннего возраста.

Используемая литература:

1. Lecanuet JP, Schaal B. Сенсорные способности плода. Европейский журнал акушерства, гинекологии и репродуктивной биологии 1996; 68: 1-23.

2. Kuhl PK. Раннее овладение языком : взлом речевого кода. Nature Reviews Neuroscience 2004; 5: 831-843.

3. Цвикер Э., Фастл Х. Психоакустика: факты и модели. 2-е обновленное изд. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Спрингер; 1999.

4. Dehaene-Lambertz G, Dehaene S, Hertz-Pannier L. Функциональная нейровизуализация восприятия речи у младенцев. Наука 2002; 298: 2013-2015.

5. Huotilainen M, N t nen R. Слуховое восприятие и раннее развитие мозга https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/auditory-perception-and-early-brain-development .

Публикации по теме:

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие полушарий мозга. Методическая разработка дидактического пособия «Классики для рук»Развитие полушарий мозга. Методическая разработка дидактического пособия «Классики для рук» Пояснительная записка Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по звуковысотному восприятию Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Страшные звуки и добрые» (Низкие-высокие) для детей младшего дошкольного возраста от 3 до.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слуховое восприятие и раннее развитие мозга
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 14:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД