Елена Плотникова
Слуховое восприятие и раннее развитие мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Слуховое восприятие и раннее развитие мозга.
Слуховое восприятие начинается до рождения. В процессе развития человеческий мозг становится узкоспециализированной системой для функций восприятия, памяти и семантики, необходимых для понимания и воспроизведения языка и наслаждения музыкой [1]. Основные этапы этого пошагового развития лежат в основе нервного развития и тесно связаны со слуховым воздействием и коммуникативными действиями в детстве.
Публикация «Слуховое восприятие и раннее развитие мозга» размещена в разделах
Некоторые навыки восприятия речи и музыки присутствуют в мозгу младенца уже при рождении. Мозг новорожденного уже может распознавать знакомые голоса и мелодии из периода плода. Кроме того, новорожденные быстро изучают новые звуки и уделяют много внимания объединению зрительной и слуховой информации [2]. Они заинтересованы в сопоставлении того, что они слышат, с тем, что они видят. Вскоре они узнают соответствия между определенными фонемами и их звуками, а также то, как движутся губы, язык и гортань, чтобы произвести их. Некоторые навыки восприятия речи и музыки развились во время эмбрионального периода, тогда как другие более «запрограммированы». В течение первых нескольких лет слуховое восприятие становится настолько точным и эффективным, что позволяет понимать быструю речь даже в шумных условиях, получать удовольствие от музыки и точно извлекать информацию из звуков окружающей среды [3].
Без методов исследования мозга было бы очень сложно определить навыки восприятия и памяти у младенцев. Большинство методов исследования в настоящее время позволяют использовать только очень простые поведенческие парадигмы для сравнения двух коротких звуковых паттернов, но исследования движутся в сторону более экологических парадигм. Основная проблема при использовании поведенческих методов заключается в том, что результаты зависят не только от навыков восприятия и памяти ребенка, но также от его мотивации и состояния возбуждения.
Традиция когнитивных исследований мозга движется в сторону более экологически обоснованных исследовательских парадигм, в которых используются естественные слова и речь (КСВП, ЭЭГ, МРТ) [4]. Данные, извлеченные из электроэнцефалограммы (ЭЭГ, обеспечивают точную информацию о процессах мозга, лежащих в основе слуховой функции восприятия и памяти (то есть, распознающие голоса, фонемы, запоминание звуковых паттернов, находя сходство между звуками, тогда как функциональная магнитно - резонансная томография (МРТ) [5] обеспечивает хорошее пространственное разрешение в областях, участвующих в задачах восприятия у младенцев и детей. Кроме того, для звуков речи могут быть изучены такие параметры, как идентичность гласных или согласных, высота голоса и другие [5]. Так же этот тип парадигмы в настоящее время разрабатывается для определения возможностей восприятия различных аспектов естественной речи и музыкальных звуков, которые также могут быть использованы у младенцев. Если проблемы с восприятием речи наблюдаются в младенчестве, доступны некоторые экспериментальные методы обучения для укрепления перцептивных навыков.
Результаты исследований со здоровыми людьми показали, что мозг новорожденного на удивление способен улавливать звуки, различия в звуковых характеристиках и даже закономерности в слуховой среде [5]. Результаты прикладных исследований показывают, что существуют явные проблемы уже у новорожденных и у детей раннего возраста, рожденных преждевременно. У некоторых младенцев реакция мозга, связанная с обнаружением изменений продолжительности речевого звука или изменения фонемы, очень слабая или отсутствует. Это означает, что автоматические механизмы, обнаруживающие изменения звуков речи в мозге здорового младенца, не работают как обычно, что затрудняет обнаружение звуков речи
В настоящее время существует несколько идей для очень раннего устранения проблем с восприятием речи и овладением языком. Эти методы часто используют пассивное обучение (например, обучение с помощью плееров или музыкальных игрушек и т. п.).
Слуховая система в мозге плода и новорожденного быстро развивается. Важно направить это развитие в естественное русло. Это обеспечивается за счет предоставления младенцу и ребенку слуховой среды, безопасной от сильных или продолжительных шумов и включающей в себя много ориентированной на ребенка речи и музыки, особенно пения. Не было обнаружено, что фоновая речь или музыка, например, из телевизора, способствуют языковому развитию ребенка; речь и музыка должны быть обращены к ребенку в живой обстановке и в коммуникативной манере. Даже младенцы могут участвовать в общении. Младенцы очень быстро учатся. Общение между младенцами и детьми старшего возраста очень эффективно для обучения речи.
Слуховая система особенно уязвима после преждевременных родов. Для этих младенцев должна быть обеспечена спокойная обстановка с управляемыми младенцами речью и пением, с установленным ритмом в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка, если это возможно, даже во время периода интенсивной терапии.
Младенцы учатся воспроизводить фонемы методом проб и ошибок, слушая и глядя на говорящего. Для обучения речи важно, чтобы ребенок и говорящий смотрели в глаза. Продолжительность зрительного контакта определяется ребенком или младенцем и зависит от возраста младенца, начиная с нескольких секунд.
Очень важно, чтобы дети, которым сложно научиться говорить, слушали речь, находясь в спокойном состоянии, не на ходу.
Совместное внимание жизненно важно для обучения речи. Взрослые должны активно искать моменты общего внимания с детьми с самого раннего возраста.
Используемая литература:
1. Lecanuet JP, Schaal B. Сенсорные способности плода. Европейский журнал акушерства, гинекологии и репродуктивной биологии 1996; 68: 1-23.
2. Kuhl PK. Раннее овладение языком : взлом речевого кода. Nature Reviews Neuroscience 2004; 5: 831-843.
3. Цвикер Э., Фастл Х. Психоакустика: факты и модели. 2-е обновленное изд. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Спрингер; 1999.
4. Dehaene-Lambertz G, Dehaene S, Hertz-Pannier L. Функциональная нейровизуализация восприятия речи у младенцев. Наука 2002; 298: 2013-2015.
5. Huotilainen M, N t nen R. Слуховое восприятие и раннее развитие мозга https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/auditory-perception-and-early-brain-development .