Варвара Гиганова
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО».
Гиганова Варвара Валерьевна, музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №81 Московского района г. Санкт-Петербург
Публикация «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ранний дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости у детей. Слушание музыки – основа формирования музыкальной культуры дошкольника и является обязательной составной частью любой формы музицирования и любого вида музыкальной деятельности. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Современными исследователями Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой доказано, что зачаточные формы эмоциональной отзывчивости проявляются сравнительно рано. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Такие педагоги, как А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, в своих исследованиях указывают, что эмоциональная отзывчивость на музыку является основой музыкальности.
Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов подчёркивали, что активность эмоциональной сферы личности ребенка раннего возраста выступает условием его благополучного музыкально-творческого развития и только эмоциональная активность предоставляет ребёнку возможность применить свои музыкальные способности.
Актуальность данной работы определятся тем, что, одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является слушание музыки.
Но вопрос развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами слушания музыки недостаточно изучен и систематизирован. В статье я отмечу сложности данного вида музыкальной деятельности с младшими дошкольниками, изложу задачи, приемы, методы и дам рекомендации для подбора репертуара.
Основные сложности в слушании музыки младшими дошкольниками я вижу в недостаточном словарном запасе, затрудняющим беседу о музыкальном произведении. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. Для детей этого возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость.
Также сложность представляет очень небольшой промежуток времени, который маленький дошкольник способен «удерживать» внимание на слушании музыки (дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут, затем можно сделать перерыв 10 секунд и повторить произведение).
Еще одна сложность – адаптационны й период в детском саду. Ребенку сложно входить в новый, непривычный для него мир детского сада. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении. Поэтому каждый из педагогов детского сада помогает малышу освоиться в этом новом мире. А музыкальные занятия, где во всех видах деятельности «участвует» слушание музыки, являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей.
На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль.
Исполняются простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию малыша : улыбку, гуление и т. д. Развивая музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах.
На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние — бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка Е. Тиличеевой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Птичка» М. Раухвергера. У детей развивается сосредоточенность при слушании музыки.
В процессе формирования музыкального восприятия и способности эмоционально откликаться на музыку ставятся следующие задачи:
• формировать навык слушания музыки, не отвлекаясь, слушать произведение до конца.
• способствовать накоплению у детей музыкальных впечатлений, вызывать у них радостное настроение;
• развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру, силе;
• развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
• воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку;
• способствовать объединению усилий воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка.
Работу по развитию эмоциональной отзывчивости детей условно можно разделить на 3 этапа:
1. Привлечение внимания ребенка к восприятию музыки, формирование настроя на слушание при первоначальном прослушивании ребенком музыкального произведения.
2. Повторное прослушивание с дальнейшим анализом, рассмотрением впечатлений и средств музыкальной выразительности;
3. Закрепление впечатлений о прослушанном произведении в музыкальном опыте, фиксация произведения в памяти, готовность анализировать его, оценивать, желание услышать его еще.
В работе с детьми можно использовать приемы и методы активизирующие восприятие: движения, подчеркивающие характер произведения («птички полетели» — машут руками, «ладошки пляшут» — вращают кистями рук и т. д.). Возбуждают интерес детей приемы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят губную гармошку, а лишь слышат ее звучание и идут искать. Педагог начинает использовать пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни.
Игрушка приобретает новое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если он не может назвать ее, то показывает соответствующую игрушку. Игрушки – незаменимые помощники для установления контакта с детьми раннего возраста и не только помогают заинтересовать малышей, но и служат средством обучения.
Беседа о музыке – важнейший и основной метод. Необходимо рассказать детям, о ком или о чём они услышат и настроить их на слушание. Можно сыграть на разных музыкальных инструментах, потом исполнить песню голосом.
В помощь музыкальным руководителям упражнения на различие музыкальных звуков (тембра, высоты динамики, длительности). Для этой цели можно использовать музыкальные инструменты, проводить игры «Тихо - громко», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию и в слова песни.
Слушание музыки для детей раннего возраста имеет свой репертуар. В него включены контрастные по характеру произведения, такие, как «Колыбельная» В. Агафонникова и русская народная плясовая мелодия «Из-под дуба». Песни отражают доступные восприятию образы («Кошка» Ан. Александрова, «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Грибок» М. Раухвергера).
В заключение хочется сказать, что развитие у детей эмоциональной отзывчивости – это залог их успешного будущего, лёгкой адаптации в любом коллективе и эмоциональной стабильности.
Список используемой литературы:
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М. : Просвещение, 1989.
2. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М. : Просвещение, 1985.
3. Метлов Н. А. Музыка детям – М. : 1985
4. Радынова О. П. Слушаем музыку – М. : Просвещение,1990.
5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку. М., 2001.