Лучший педагог года

Консультация «Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть»

Екатерина Шашурова
Консультация «Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть»

"Снижение мотивации детей к школьному обучению : почему и как преодолеть"

Многие дети с нетерпением ждут того момента, когда они пойдут в первый класс. Первый учитель, новые знакомства, да и много чего ещё ожидает ребенка в школе. Первые недели, а иногда и месяца, заполнены радостью, а к знаниям ребёнок стремится с большим энтузиазмом. Но наступает такое время, когда малыш осознаёт, что ходить ему сюда придётся ещё одиннадцать лет, а учебная нагрузка и требования к дисциплине ложатся тяжёлым камнем на его плечи.

Публикация «Консультация „Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть“» размещена в разделах

Так почему происходит так, что ребёнок может успешно учиться, но почему то не хочет? Все начинается еще с поступления в школу.

Проблема снижения мотивации детей к школьному обучению занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования.

Практическая значимость обусловлена обновлением содержания обучения школьников, формированием приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Мотивация обучения детей является объектом для исследования многих учёных. В той или иной степени ею занимаются:

• Ильин Е. П.

• Маркова А. К.

• Божович Л. И.

• Чеботарёва Е. Ю.

Учебная мотивация

– проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы :

• познавательные;

• коммуникативные;

• эмоциональные;

мотивы саморазвития;

• позиция школьника;

мотивы достижения;

• внешние

(поощрения, наказания).

В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).

Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности. Уровень мотивации школьников к учебе снижается чаще всего к концу младшего школьного возраста.

С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей.

Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.

Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.

Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется :

1. спецификой образовательного учреждения,

2. организацией образовательного процесса,

3. субъективными особенностями педагога,

4. отношением педагога к ученику,

5. своеобразием учебного предмета.

Снижение мотивации обучения школьников приводит к снижению успеваемости.

1. Причины спада школьной мотивации. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. Личная значимость предмета.

5. Умственное развитие ученика.

6. Продуктивность учебной деятельности.

7. Непонимание цели учения.

8. Страх перед школой

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Конкретные условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

Способ раскрытия учебного материала

Организация работы над предметом малыми группами

Отношение между мотивом и целью

Проблемность обучения

Конкретные условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

1. Способ раскрытия учебного материала

2. Организация работы над предметом малыми группами

3. Отношение между мотивом и целью

4. Проблемность обучения

Способы формирования мотивации учения

Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки. Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач

Обдуманное поощрение учителем

• Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.

• Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

• Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Способ 3.

• Создание ситуаций спора и дискуссии;

• Анализ жизненных ситуаций.

Способы взаимодействия

всех участников образовательных отношений

Способ 1. Укрепление чувства "открытости" к воздействиям, т. е. к обучаемости, а именно:

участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности

отношения сотрудничества учителя и учащегося/ родителя

Способ 2. Развитие служб школьной медиации.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

• сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;

• повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы для обучающихся;

• обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

Использование игровых технологий. Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.

• Для того чтобы повышалась учебная мотивация нужно создавать Бесконфликтную одобряющая мотивирующую среду. Она строится из работы по формированию мотивации, взаимодействии всех участников образовательного процесса и использовании различных технологий. Если все компоненты будут сочетаться друг с другом, то созданная педагогами мотивирующая среда будет идеальной платформой для максимального использования всех ресурсов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Эта черта свойственна, по крайней мере,.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей»Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Снижение мотивации детей к школьному обучению: почему и как преодолеть»
Опубликовано: 31 января 2022 в 12:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД