Лучший педагог года

Снижение уровня проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Какатунова Ольга Дмитриевна
Снижение уровня проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема влияния стиля семейного воспитания на агрессивное поведение детей является наиболее актуальной в нашем современном мире, поскольку в последнее время увеличивается число детей, проявляющих девиантное и делинквентное поведения детей, растет количество жестоких преступлений, совершаемых детьми и подростками в нашем обществе.

Публикация «Снижение уровня проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать. В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а так же негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками воспитания, она переходит в агрессивность как черту характера.

Родители составляют первую общественную среду маленького человека. Именно в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. От того, какой социальный опыт он получит в семейном окружении, зависит вся его дальнейшая жизнь. В каждой семье есть собственный стиль семейного воспитания ребенка. Стиль воспитания по определению – это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризующийся степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов.

Анализ различных типов неблагополучного семейного воспитания позволяет сделать следующий вывод: агрессия формируется в семьях с неблагополучными стилями воспитания: авторитарный, либеральный, индифферентный, противоречивый. У родителей, у которых присутствует негармоничный стиль семейного воспитания, дети обладают высоким уровень проявления агрессивного поведения. То есть, агрессивное поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у ребенка перерастает в свойство личности, и это негативно влияет как на саму личность, так и на социум в целом.

2. Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, агрессивность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.

3. Наиболее благоприятным для ребёнка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы. Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют свою заботу добрыми советами. В семье устанавливается атмосфера доверия и тепла, а следовательно формируется правильное социальное поведение.

4. В первую очередь, именно от родителей зависит уровень агрессивного поведения ребенка, а, следовательно, коррекционную работу следует проводить также с ними. В заключение стоит отметить, что коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:

- Работа с гневом. Формирование у детей способности выражать гнев приемлемыми способами.

- Формирование у детей навыков распознавания и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

- Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Также результатом нашей работы оказалась программа для педагогов ДОУ по коррекции уровня агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста.

У каждой семьи в запасе свой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, но одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Особенно важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка

Таким образом, стиль семейного воспитания является одним из основных факторов становления агрессивного поведения детей.

Можно дать следующие общие рекомендации по взаимодействию педагогов с агрессивными детьми :

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознавать собственное эмоциональное состояние и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом. Формирование у детей навыкам выражать свой гнев приемлемыми способами.

Необходимо как взрослым, так и детям научиться выражать гнев конструктивными способами. Можно нарисовать обидчика, подписать так, как он хочет (один на один с ребенком, вне поля зрения соперника). Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывалки». Помочь детям доступным способом выразить гнев могут: «Мешочек (стаканчик) для криков», «Волшебная труба «Крик» и т. д. Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада: легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может бить, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу; газета, которую можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить и разбить.

Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной.

2. Формирование у детей навыков распознавания и контроля, умения0 владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Необходимо формировать умение у детей распознавать свое эмоциональное состояние, Это можно сделать при помощи «Доски настроений». Еще один способ научить ребенка понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте нарисованные фигурки людей в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Таким образом дети оценивают свое эмоциональное состояние, и, значит, вовремя может реагировать на сигналы, которые подает ему тело и успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Одной из форм работы по снижению агрессивного поведения а также развитию у ребенка сочувствия и доверия является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если толкнули, и ты упал, и др.

Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения может привести к ухудшению поведения ребёнка.

Автор: воспитатель МАДОУ "Детский сад №85" г. Череповца Какатунова О. Д.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Снижение уровня проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2021 в 15:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД