Эльвира Ахметьянова
Сообщение из опыта работы «Индивидуальный подход в формировании звуковой культуры речи детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это самое главное достижение человека. Это общаение с другими людьми с помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации.
Правильное общение называется культурой речи.
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Звуковая культура речи – это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Публикация «Сообщение из опыта работы „Индивидуальный подход в формировании звуковой культуры речи детей„» размещена в разделах
Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.
Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.
Есть свои особенности и у речевого дыхания детей : оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются, но значительно реже.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.
Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Часто работа воспитателя по формированию звуковой культуры речи у детей переплетается с работой учителя - логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы. Воспитатель чаще всего работает над такими характерными проблемами, как :
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неумение правильно и грамотно выстроить предложение;
- недостаточный словарный запас;
- неспособность выстроить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему)
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость речи;
- плохая дикция.
Планируя индивидуальную работу по формированию звуковой культуры речи, я прежде всего наблюдаю за детьми в процессе их естественного общения, изучаю речь ребёнка на занятиях, в играх, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный, недостатки речи (заикание, задержку речевого развития и др.). Затем провожу индивидуальное обследование, в процессе которого выявляю особенности речи ребёнка.
После подведения итогов по обследованию планирую индивидуальную работу.
Детей делю по степени сложности выявленных речевых недостатков. В первую подгруппу входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития), которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой индивидуальной работы. Вместе с тем иногда провожу с этими детьми игры и упражнения, которые еще только будут включены в коллективное занятие. В таких случаях я преследую две цели: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя увереннее на занятии, и постепенно подвожу воспитанников к новым для них формам работы.
Во вторую подгруппу входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.
В третью подгруппу входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество не вызывает серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети, и пр.).
После деления детей на подгруппы я подбираю ряд игр, упражнений для каждой из них.
Игры на развитие правильного звукопроизношения.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков. Задача воспитателя - развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т. д., губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д., регуляцию движений нижней челюсти.
«Тише, тише: Маша пишет!»
Цель. Автоматизация звука ш в предложениях.
Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место, а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).
Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. М. Ф. Фомичёва в своих методических пособиях предлагает такой "набор" артикуляционных упражнений: "трубочка-улыбка", "качельки", "часики", "маляр", "заведи моторчик" и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даё т возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, "подогнать" своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
«Кто внимательный?»
Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.
Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж] : жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.
«Подскажи звук».
Цель – назвать недостающий в слове звук.
Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает. Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло (н, жира (ф).
«Магазин».
Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.
Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].
Игры на развитие силы голоса.
Игра «Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание: дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.
Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
Игры на развитие речевого дыхания.
Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.
Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук "р" лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении "р". Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т. п. Для развития речевого дыхания использую такие игры, как:
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Так же ребёнка нужно научить правильно применять целесообразные движения, т. е. предъявлять определё нные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Дополнительно применяю упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:
- сборка картинок пазлов;
- построение цветовой композиции с помощью мозаики;
- игра с конструктором (типа "Лего");
- игры с игрушками-тренажерами: матрёшки, резиновые ёжики и пр. ;
- верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
- самомассаж с прищепками;
- упражнение "клювы", "колечки" и т. д.
Интенсивность работы с каждой группой разная. Так, с детьми первой подгруппы стараюсь работать каждый день (утром и вечером, с детьми второй подгруппы – два – три раза в неделю (либо утром, либо вечером); с детьми третьей подгруппы – один раз в неделю.
- Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяю в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течении года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от успеха. Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяю ежемесячно – после подведения итогов предыдущего месяца.
Наиболее остро передо мной встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития. Так детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, я предлагаю индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагаю индивидуальные задания, либо их подключаю к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, предлагаю посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого перехожу к фронтальным мероприятиям. По аналогии проходит работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
По отношению к детям, посещающим занятия у учителя - логопеда и остающимся в массовых группах, я осуществляю индивидуальный подход на фронтальных занятиях и организую индивидуальную работу согласно указаниям учителя - логопеда.
Заключение
В результате таких индивидуальных занятий дети учатся :
- правильно произносить «трудный» звук
- называть в последовательности звуки в словах
- находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове
- сопровождать игровую деятельность речью
- активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;
- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий
- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи по овладению дошкольниками основ родного языка, звукопроизносительных навыков и освоению всех компонентов речи, что позволяет обеспечить готовность их к обучению в школе.