Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»

Лариса Мешкова
Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»

Сообщение из опыта работы по теме:

«Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»

Подготовила: воспитатель Мешкова Л. И.

Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»

Щелково, 2019

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности.

Приходя в детский сад из дома, большинство детей сталкивается с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т. д. Перед детьми встает задача – научиться все делать самому. Поэтому перед воспитателем согласно программе «Мир открытий» стоит цель создать условия психологической комфортности - помочь ребенку в достаточной степени овладеть необходимыми умениями и навыками, проводить работу с родителями для создания благоприятных условий дома.

На первом родительском собрании кроме знакомства и ознакомления родителей с программами детского сада, я провожу беседу о необходимости воспитания в ребенке самостоятельности. Объясняю родителям, что необходимы самые простейшие действия по самообслуживанию: снимать, надевать колготки и носочки, надевать обувь, намыливать и смывать руки, уметь их вытирать. Если ребенок это научится делать дома, ему будет намного легче адаптироваться в детском саду. У некоторых детей отрицание детского сада и происходит из-за трудностей, связанных с самообслуживанием. Например, ребенок боится идти на прогулку только из- за того, что не умеет переодеваться, поэтому он не хочет идти в детский сад. Там нет мамы, которая все сделает за него.

Но не всегда родители прислушиваются к советам воспитателя и приходят в детский сад без навыков самообслуживания. Вот здесь и проявляется умение педагога помочь ребенку поверить, что он может это сделать сам. Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка. Большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

У меня в группе придумана дидактическая игра «Бабочка» и «Пчелка». В первые дни адаптации эта игра помогает отвлечь ребенка развеселить и помочь сделать первые шаги к самообслуживанию. На палочку прикреплена красивая бабочка она сначала знакомится с детьми, а потом предлагает её поймать. В ходе игры она приглашает их на улицу, но в группе не все игрушки на месте и бабочка присаживается на игрушку и просит её убрать. Обычно дети с удовольствием выполняют просьбу бабочки. Бабочка может подсказать, где живет игрушка в группе, если дети поставили, ее не на то место.

Пчелка более строгий герой и знакомимся мы с ней, когда дети уже привыкли к детскому саду и у них уже появились навыки по самообслуживанию. Пчелка во всем любит порядок и хочет, чтобы все были опрятными и трудолюбивыми.

Например, перед мытьём рук, говорю:

- Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки.

Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка. После того как ребенок выполнил поручения, его надо похвалить. Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Тем самым обеспечивая принцип «Психологической комфортности». У себя в группе, если ребенок первый раз смог снять или одеть что-то, я привлекаю внимание всех детей к его победе и предлагаю всем его поздравить похлопать ему. Другим ребятам тоже хочется внимания, и они начинают стараться чему-то научиться.

В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами.

то желательно отмечать, говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать кубики» и т. д.

Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку, и мы поиграем в интересную игру».

Используя при работе принцип «Целостности» в этом возрасте, стараемся, привлечь детей к анализу результатов труда, опираясь на их жизненный опыт. Например, «Сейчас мы с Полиной и Лерой посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Маша» и т. д. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Очень важным принципом в организации работы детей является принцип «Вариативности». Необходимо давать детям возможность самостоятельно выбирать материалы и способы действия.

Так при организации занятия по уборке группы дети сами выбирали, чем они будут заниматься, принесут ведро с водой или будут вытирать пыль. Но в этом возрасте еще необходимо помочь детям распределить работу, педагог должен стать партнером и помочь своевременно добиваться результата. Для того чтобы легче было договорится, была придумана игра «лото». Дети берут по одной картинке, и ищут товарища с такой же картинкой. На картинке изображен уголок который они будут убирать. Но им надо договорится, кто, что делает. Или например, говорю, что решила доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в группе «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!». Дети самостоятельно выбирают уголок который они будут убирать. Пока дети прибираются, я их постоянно подбадриваю: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т. д.

Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.

В своей работе я обязательно придерживаюсь принципа «Минимакса», учитываю индивидуальные особенности ребенка. Некоторые частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью — в четыре. Но многое зависит от темперамента ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и «молниями», а гиперактивные дети самостоятельно одеваться начинают немного позже.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В младшей группе можно организовать труд детей совместно с родителями. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т. д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. В нашей группе родители строили горку вместе с детьми. Дети, которые принимали участие в постройке горки до конца зимы охраняли ее и бережно относились.

Большую помощь в организации трудовой деятельности младших дошкольников оказывают потешки (раздаточный материал). Особенно в организации самообслуживания.

К концу года дети нашей группы:

правильно пользуются предметами личной гигиены (расческа, мыло, полотенце, носовой платок);

многие дети самостоятельно раздеваются и одеваются, владеют простейшими навыками поведения во время еды;

умеют убирать игрушки и расставлять их по местам;

помогают убирать группу после занятий;

проявляют интерес и помогают младшему воспитателю накрывать стол;

испытывают положительные эмоции от совместной работы;

имеют представления о некоторых профессиях.

Список использованной литературы.

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

3. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

4. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Автор-составитель Трифонова Е. В. / Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

«Я сам!» Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Опыт работы «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» Доклад на семинаре «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» (слайд 2) Мы живем в веке информационных.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»
Опубликовано: 6 мая 2019 в 15:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июня. День поделок из кукурузного талаша на МААМ

Наступает пора созревания и уборки кукурузы. А это значит, что люди творческого склада могут рассчитывать на большое количество замечательного природного материала для создания поделок – кукурузного...

27 июня. Всемирный день рыболовства

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» — известная поговорка из русской народной сказки вполне может стать девизом Всемирного дня рыболовства, который отмечается 27 июня. Это праздник профессионалов и...

Фотоотчет мероприятия по безопасности дорожного движения «Юный пешеход»
Мероприятие по безопасности дорожного движения "Юный пешеход" проводилось в рамках сетевого взаимодействия среди детских садов московского района г....
Детский мастер-класс коллективной работы «Весёлый паровозик с колесами сердцевинок от...
Цель: изготовление поделки весёлого паровозика с фотографиями детей. Задачи: Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия...
Мастер-класс по изготовлению рыбок из поролона для игры «Рыбалка»
27 июня. Всемирный день рыболовства Назначение: для макета, сюжетной игры, оформления. Цель: формирование конструктивных умений, развитие мелкой...