Папки-передвижки

Игры парами в развитии диалогической речи

Любовь Попова
Игры парами в развитии диалогической речи

Сообщение на тему: «Игры парами в развитии диалогической речи»

В технологии А. Г. Арушановой «Развитие диалогического общения» рассматриваются две формы организации диалога – специальные речевые дидактические игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В дидактических играх решаются как лингвистические (лексико-грамматические и фонетические, так и коммуникативные задачи (организация практического и речевого взаимодействия с партнером – сверстником).

Публикация «Игры парами в развитии диалогической речи» размещена в разделах

Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. Арушанова А. Г. апробировала игры парами с лингвистическим содержанием, в которых закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях, и одновременно дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия, учатся адресование и доброжелательно обращаться к нему, обосновывать свои высказывания, отвечать на вопросы и реплики товарища.

Дидактические игры парами проводятся по желанию детей в специально отведённое время в групповой комнате. В игре участвуют два человека. Остальные могут наблюдать. В играх парами используются хорошо известные в методике сюжеты: прятанье и отыскивание предметов, угадывание предмета по звуку, вкусу, на ощупь, распутывание небылиц и пр. Они трансформируются таким образом, чтобы «замкнуть» детей друг на друга.

Это разнообразные игры типа : «Разрезные картинки», «Нанижем бусы», «Найди слова с заданным звуком», «Рассказ по набору картинок» и др., – хорошо знакомые воспитателям и описанные в методической литературе (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и др.). Модификация игр состоит в том, что в них дополнительно вводятся правила взаимодействия детей, и это изменяет программное содержание игры.

Игровые правила: уже сказанное не повторять, соблюдать очерёдность игровых и речевых действий, не мешать друг другу при пользовании общими материалами, благодарить партнёра и прочее.

На первых порах диалога ещё нет, а есть практическое взаимодействие, в котором дети учатся ориентироваться на партнёра, учитывать его ответы, соблюдать очерёдность игровых и речевых действий. Так, в игре «Да или нет» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Потом дети играют уже не со взрослыми, а друг с другом.

Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие.

Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др. В игре «Диктант» надо нанизать фигуры по модели: один ребенок диктует, другой нанизывает. При этом естественно возникает потребность в уточняющих вопросах: треугольник большой или маленький? желтый или зеленый? большой квадрат или прямоугольник? В ряде игр («Найди больше», «Какой, какая, какое?») правило «уже сказанное не повторять» побуждает детей внимательно следить за высказываниями товарища, поддерживать разговор, добавляя только новую информацию. В играх типа «Бывает – не бывает» рождается умение рассуждать, аргументировать согласие или несогласие с высказываниями партнера, проявлять доброжелательность в споре.

При организации игр парами мы имеем удобную возможность оценить, насколько ребёнок овладел способами диалогического общения. Для этого организуя игры парами, мы наблюдаем как дети выполняют задание, и результаты фиксируем в специальном протоколе. Оценка производится по ряду параметров, отражающих основные характеристики диалогического общения.

Параметры оценки

1. Содержание (ориентировка в задании; ориентировка на взрослого; ориентировка на ребёнка-партнёра)

2. Диалогическое отношение (инициативность высказываний; воздейственность высказываний – партнёр отвечает действием или словом на инициативу сверстника; активная ответная позиция – инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа).

3. Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл - два взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему; сопряжённый цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему).

4. Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос – запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).

5. Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).

Апробация игр парами подтвердила целесообразность и эффективность этой формы работы для решения задач языкового и коммуникативного развития дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Автор публикации:
Игры парами в развитии диалогической речи
Опубликовано: 3 марта 2024 в 11:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД