Папки-передвижки

Конспект урока «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Зима»

Димитриева Галина
Конспект урока «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Зима»

Сочинение по картине И. И. Шишкина Зима

• Выполнила учитель русского языка и литературы

Димитриева Галина Николаевна

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Зима"

Цель: 1) подвести детей к созданию образа зимы посредством музыки, изобразитель-ного искусства, развивать способность ассоциативно-образного восприятия произведений искусства и окружающей природы;

2) используя произведения живописи, показать видение искусством природы как яв-ления, характеризующегося глубокой внутренней гармонией и способностью благотворно влиять на внутренний мир человека;

Публикация «Конспект урока „Сочинение по картине И, И, Шишкина „Зима“» размещена в разделах

3) помочь учащимся почувствовать музыку природы, а не просто музыку о природе, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

Оборудование: 1) репродукция картины И. И. Шишкина "Зима";

2) портреты И. И. Шишкина, П. И. Чайковского;

3) П. И. Чайковский. II часть симфонии "Зимние грезы";

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя под музыку II части I Симфонии П. И. Чайковского "Зимние грезы".

Декабрь – первый месяц зимы. Пушистыми снежными коврами застелены дороги и поляны. Серебряным инеем покрыты деревья. Метели надули сугробы по опушкам, превра-тив деревья в сказочных великанов. Тихо в лесу. Кажется, все живое замерло в сонном оце-пенении. Но посмотрите внимательно и прислушайтесь. На заснеженной поляне вы услы-шите барабанную дробь неугомонного дятла, тихий посвист свиристелей, цоканье клестов. Много диковинного раскроет перед вами "белая книга" леса. Лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распи-шется: "Был здесь такой-то". Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Среди природы лес занимает особое место. Лес, бесспорно, одно из прекраснейших явлений на свете. Чтобы лес увидеть, мало видеть. Лес надо чувствовать и знать. "Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радо-стью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься". (М. Пришвин)

Лес красив в любое время года. Природа – как музыка, она властно привлекает вни-мание и заставляет любоваться своей красотой. Снег на земле, снег на деревьях. Ели, оку-танные белой пеленой, склонились друг к другу и шепчутся о чем-то, чуть покачивая верши-нами. Да! Не было, нет и не будет на свете более искусного музыканта, чем волшебница природа.

Рассказ учителя о содержании II части симфонии "Зимние грезы" П. И. Чайковского. ( Цель: ввести слушателей в атмосферу пьесы, подготовить и настроить на ее восприятие, помочь ярче пережить музыкальный образ.)

Свою первую симфонию Чайковский написал вскоре после окончания консерватории в Москве. Называется она "Зимние грезы". Картины природы, размышления, воспоминания, мечты, сцены народной жизни – все это нашло воплощение в музыке. Величие и красота северной природы вдохновляли композитора и при создании II части симфонии, названной "Угрюмый край, туманный край". Известно, что написана она под впечатлением поездки на Валаам. Валаам—это один из островов в огромном Ладожском озере. Неровные очертания его образуют причудливые извилины—шхеры, отвесные скалы смотрятся в воду; вековые леса, расступаясь, дают место то зеркальному озеру, то сонной в зарослях кувшином речушке. По утрам долго не тают тяжелые туманы в полях, где травы и цветы по пояс. Особенно хорошо здесь закатной порой — сменяются багряные краски, неожиданно подступают тени и тишина, тишина. Она располагает к думам, мечтам… Валаам пустынен. Это остров монастырей, отдаленно расположенных друг от друга монаше-ских обителей — скитов.

Небольшое вступление, открывающее II часть симфонии, напоминает хоральный на-пев. Музыка сосредоточенно углубленна, она напоена ощущением покоя - лишь изредка раз-дается какой-то одинокий всплеск. Созерцание молчаливой природы наводит на размышле-ния, заставляет серьезно задуматься.

Первая тема II части, появляющаяся у гобоя, звучит возвышенно и светло. Все окута-но тишиной. Легким дуновением скользят пассажи флейты, слышится нежная трель. Одна из интонаций гобоя очень напоминает русскую песню. Из нее и рождается вторая тема этой части. Неторопливая мелодия покоряет своей задушевностью. Она развертывается на фоне мягких, сдержанно аккомпанирующих аккордов. Все льется, льется. И нет ей - как тропинке в полях, как заветной думе - ни конца, ни края. Это одна из нередких в русской музыке "ме-лодий-далей".

Появляются интонации вступления. Затем снова первая и снова вторая тема. Музы-ка течет величаво, неспешно. Порой раздастся какой-то таинственный возглас, причудливо раскатится эхо и снова неторопливой песней течет мелодия, вся в трепещущем орнаменте нежных пассажей. И сами эти пассажи как зыбь на воде, как колыхание трав под легким вет-ром. Мелодия постепенно превращается в ликующий гимн. Это гимн природе, вдохновляю-щей человека, пробуждающей лучшие силы души. Кончается II часть музыкой вступления, сосредоточенно углубленно звучат аккорды. И вновь—ощущение покоя и глубокой, очень глубокой тишины. И еще – очищения. Словно созерцание родной земли, думы, рожденные наедине с природой, очистили душу, настроив на возвышенно - серьезный лад.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Вступительное слово учителя к сочинению по картине.

-Кто этот коренастый, приземистый человек с поседевшей бородой? Что он делает в чаще леса? Почему он так внимательно рассматривает деревья и кусты? Это, наверное, ста-рый лесник. Он так сроднился с могучим кряжистым дубом, старыми пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи. Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то де-рево со всех сторон, достает блокнот и делает поразительно тщательную зарисовку, своего рода «портрет дерева». Это художник Иван Иванович Шишкин, непревзойденный поэт и знаток русского леса. Когда мы говорим Шишкин, перед нашими глазами встают радующие и волнующие нас образы. С редкой точностью рисовал он леса России, пронизанные солн-цем, глухие лесные места, могучие стволы, позлащенные заходящим солнцем верхушки ог-ромных сосен, дубы-великаны, вековые сосны, рощи, а рядом с ними – любовно и тщательно выписанный пучок тончайших травинок или кустик полевых цветов. Главной темой для Шишкина стал русский лес.

(Показ репродукции картин И. И. Шишкина или демонстрация слайдов:

"Зима", "Корабельная роща", "Летний день", "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вят-ской губернии", "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Бескрайние просторы", "Сосны, освещенные солнцем", "Дубы. Вечер. Этюд для картины "Дубовая роща", "Дебри", "Дождь в дубовом лесу", "Сосны, освещенные солнцем".)

Пейзажи Шишкина о русском лесе написаны так выразительно, талантливо, что, лю-буясь ими, мы ощущаем величие, красоту, настроение, характер природы. Рассматривая кар-тины, мы видим лес, словно живой, величавый, дремучий, сказочный, с шелестом листьев, шуршанием травы, взволнованными голосами птиц, скрипом деревьев, журчанием ручейка, с пушистыми с нежными коврами, с сугробами. Художники и композиторы называют эти звуки музыкой леса.

Окончательная известность закрепилась за Шишкиным после создания им замеча-тельной картины—«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». «Вот он, наш смолистый, задумчивый красавец—сосновый красный лес, с его степенным шумом и смолистым ароматом. Кому не знаком этот ручеек, выбегающий из глубины леса с проглядывающими сквозь его прозрачные струи маленькими камешками! Кому не знакомы эти сваленные, вывернутые с корнями бурей сосны!»—так восторженно говорили о картине Шишкина современники. Затем появились: «Сосны, освещенные солнцем», «Лесные дали», «Дубовая роща».В период 1878—1894 годов Шишкин создает замечательные картины : «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком», «Старые липы», «Среди долины ровныя…». В последней Шишкин создал незабываемый образ дуба, одинокого, царственно величавого, тот образ, который запечатлен в народной песне «Среди долины ровныя.» Картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин не всю написал сам. Медведи были написаны художником Савицким—другом Шишкина. Это живописное произведение знает и любит весь русский народ.

Последней картиной художника была знаменитая «Корабельная роща».

Иван Иванович Шишкин умер в 1898 году во время работы над очередной картиной. «Он упал, как дуб, сраженный молнией»,—говорили друзья, вспоминая любимый образ жи-вописца. Все, кому дорога русская природа, любят творения прекрасного мастера кисти, ве-ликого русского художника Ивана Ивановича Шишкина.

IV. Молчаливое рассматривание учениками картины И. И. Шишкина "Зима" на фоне музыки П. И. Чайковского "Зимние грезы".

- Сядьте поудобнее, чтобы остаться наедине с музыкой.

- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

- Что общего между впечатлением, полученным от картины И. И. Шишкина, и впечат-лением, полученным от музыки Чайковского?

(Это волшебная музыка. Она погружает нас в какое – восторженное состояние. В мо-ем воображении предстает дивная картина русского простора, заснеженных дорог, зимней сказки. Возникает ощущение покоя, тишины. Все звуки зимы использовал композитор: про-тяжный стон вьюг, шорох снежинок в морозном воздухе, свист ветра, жалобы заснеженных деревьев.)

V. Беседа по картине.

1. Что с первого взгляда поражает в картине? (Нас поражает обилие снега, красота зимнего леса)

2. Что вы видите на переднем плане? (Лес, сосны, дремлющий лес, густо засыпанные снегом упавшие стволы дерев, пухлая пелена снега, белоснежный покров, волнистые ковры снега. Снег на земле, снег на деревьях. Низко опущенные ветви, покрытые снегом; сосны стоят, словно богатыри. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями)

3. Каким изобразил художник лес справа? Слева? Какие эпитеты, сравнения могут дать яркое словесное изображение? ( Лес справа: темный дремучий лес стоит непроходимой стеной. Лес слева: поредевший, просвеченный, пронизанный солнечными лучами. Снежные шубы на плечах могучих сосен.)

4. Как использует художник цвет, чтобы передать зрителю ощущение морозного сол-нечного дня? (Холодный зимний день с таким же холодным зимним солнцем передан пре-восходно. Зимнее оцепенение природы. Неподвижным, незвенящим, как стекло кажется воз-дух, все замерло. Кажется, что наступило утро. Лес наполнен светом солнца, чьи лучи про-биваются сквозь ветки деревьев.)

5. Подберите эпитеты к существительным день, небо, воздух, солнце. (Деревья, засы-панные белым снегом, на фоне зимнего, чуть розоватого неба, вырисовываются темными силуэтами. Морозно и солнечно. И ветра нет. Деревья в инее, светло-серебристые. Над глубокими свежими снегами синее огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом.)

6. Дайте описание снега на картине. (Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Снег лежит, искрясь и переливаясь в лу-чах солнца. Вокруг сверкающая белая пелена. "Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит". Белоснежный покров, кажется, что кто-то расстелил на земле белоснежную ска-терть. Снег написан белилами с легковатым розовым оттенком.)

7. Как передано пространство в картине? (Световая полоса как бы разделяет картину на две части, и зрителю кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Лес наполнен све-том солнца, чьи лучи пробиваются сквозь ветки деревьев.)

8. Какова композиция картины? (Зритель видит только нижнюю часть стволов на пе-реднем плане. Внимание зрителя останавливается на белизне снега и поваленных на землю нескольких стволах. Среди них видна покрытая снегом молодая сосна. Она составляет центр композиции картины. Свет "тает" к углам картины, равномерно заполняя каждый угол. Та-ким образом создается ощущение "воздушности" и мягкости живописи.)

9. Что изображено на заднем плане? (На заднем плане – темный лес, освещенный хо-лодным зимним солнцем. У подножия деревьев лежат выкорчеванные бурями лесные испо-лины. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон.)

10. Какие цвета преобладают в картине : теплые или холодные? (Холодные цвета, бе-лая пелена снега, белые снежные хлопья; как стекло, кажется воздух; природа как бы погру-жена в зимний сон. Сосновый лес покрыт снежным ковром. На белизне снега останавливается внимание зрителя. Поверхность снега искрится под лучами солнца. Небо получает розоватый, а снег голубоватый отлив. Это усиливает ощущение тишины.)

11. Что хотел сказать художник своей картиной? ( Можно ответить строками из стихотворений известных русских поэтов:

Мороз и солнце. День чудесный… (А. С. Пушкин)

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено. (Из детских стихов)

Чародейкою – Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Утро чудесное. Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес мохнатый, белый, а над ним синеет прозрачное зимнее небо. Особенно хороши елочки в лесу зимой, когда тяжелые шапки чистого снега висят на их ветвях.

Погожий зимний день клонится к вечеру, и только прощальный луч холодного солнца прокрался сквозь ветки, скользнул по заиндевелой коре и разбросал кое-где по снегу и по ветвям золотистые зайчики. И сосны замерли под глубоким небом. Какое великолепие и спокойствие)

VI. Составление плана высказывания и его анализ.

План.

1. И. И. Шишкин – певец русского леса.

2. Зимний лес:

а) первое впечатление от картины;

б) могучие сосны;

в) лес справа и слева;

г) изображение пространства в картине;

д) использование художником цвета в картине.

3. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

VII. Словарная работа.

- Запишите слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

Снег – пушистая пелена.

Деревья и кусты в зимнем уборе – в инее, светло-серебристые.

Лес – погружен в зимний сон. Темный, дремучий, непроходимой стеной, поредевший, просвеченный, пронизанный солнечными лучами; лес, освещенный в глубине солнцем; окутан холодной тенью.

Сосны – могучие, снежные шубы; покрытая снегом молодая сосна; высокие, мохна-тые, прямые, пушистые, раскидистые, снежные, стройные, безмолвные, величавые, царст-венные, дремлющие, задумчивые, сказочные.

День – морозный, солнечный, зимний.

Воздух – неподвижный, холодный, морозный, студеный, безветренный, застывший, чуткий, хрустально-чистый, чистый.

Солнце – холодное, зимнее, лучи пробиваются, солнечные зайчики, морозное.

Небо – зимнее, чуть розоватое, прозрачное, низкое.

Цвета – холодные, серебристые, белые, искристые, голубоватый отлив.

Снег – белый, блестящий, игристый, ослепительный, сверкающий, свелый, слепящий, густой, мохнатый, мягкий, нетронутый, пушистый, пышный.

Лес – безмолвный, волшебный, дремлющий, задумчивый, молчаливый, сонный, спя-щий, тихий, царственный

VIII. Использование приема "Войди в картину". (При объяснении приема «войди в картину» подчеркивается: необходимо выбрать точку, откуда автор будущего сочинения сможет "войти в картину", то есть определить позицию наблюдателя. Это очень важно, та-ким образом, определяется последовательность описания. При использовании этого приема нет необходимости составлять общий план сочинения, так как каждый по-своему описывает то, что видит. Намечаются основные микротемы, а располагает их каждый по-своему.)

IX Домашнее задание: написать сочинение по картине И. И. Шишкина "Зима".

X. Итог урока.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФПП «Волшебница зима. Зима в творчестве русских художников» «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников) Цель: познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины И. Шишкина «Утро в Сосновом бору» Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж,учить их воспринимать содержание пейзажной картины,понимать красоту природы, которую.

Конструкт внеурочного занятия «Что такое любовь к Родине» по картине И. Шишкина «Рожь» с обучающимися 4 класса Конструкт занятия по картине И. Шишкина "Рожь" " Что такое любовь к Родине" (обучающиеся 4 класса) Цель: воспитывать чувство любви к Родине.

Конспект НОД «Составление рассказа по картине «Зима» Конспект НОД. Область: Речевое развитие Интеграция: Физическое развитие,познавательное развитие Тема: Составление рассказа по картине.

Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проблема проекта: Дети не знакомы с творчеством великих.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» для подготовительной группы Конспект НОД Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» (подготовительная группа компенсирующей направленности.

Составление рассказа по картине «Зима» Составление рассказа по картине «Зима» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе. 2. Расширять,.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Первый снег» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Русский язык Класс 2 класс Тема Сочинение по результатам собственных наблюдений и воспоминаний «Первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Зима»
Опубликовано: 5 января 2019 в 10:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД