Лучший педагог года

Социально-экологический проект «Мой край — Прибайкалье»

Наталья Лещенко
Социально-экологический проект «Мой край — Прибайкалье»

Социально – экологический проект «Мой край - Прибайкалье»

«Удивительно и невыразимо чувство Родины…

Какую светлую радость и сладчайшую

тоску дарит оно, навещая нас в часы разлуки…»

В. Распутин

Экологическое образование и воспитание – одна из актуальных проблем современности. Она обусловлена объективной причиной: глобальными изменениями в окружающей среде, возможной надвигающейся на человечество катастрофой, приводящей к гибели всего живого на планете, - загрязнением окружающей среды. С постоянной тревогой об этом пишут и говорят в СМИ учёные, писатели, представители общественности – все те, кто всерьёз озабочен проблемами сохранения жизни на Земле.

Публикация «Социально-экологический проект „Мой край — Прибайкалье“» размещена в разделах

Экологическое воспитание основано на понятии экологии как науки о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова).

По мнению С. Н. Николаевой – «Общение с природой начинается с детства». Именно в дошкольном детстве можно сформировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к природе. В ребё нке может быть заложено первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека с природой: человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

Однако, невозможно прочувствовать проблемы целой планеты, не понимая экологических проблем своего региона.

Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам родного края способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения и приумножения богатств малой Родины. Чтобы сделать процесс познания творческим, развивающим и интересным для ребёнка, необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Организация полноценного взаимодействия педагога и родителей является сегодня одной из важнейших задач. Оно необходимо в силу того, что именно семья играет решающую роль в воспитании ребёнка, а родители – самые значимые для него люди.

Основным принципом взаимодействия педагога с родителями является сотрудничество, а именно:

• индивидуальный подход в работе с каждой семьёй;

• совместное планирование предстоящей деятельности;

• оценка результатов совместной деятельности.

На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Регионализация связана с социально-экономическими, культурологическими условиями, определёнными территориальным расположением Иркутской области в Восточной Сибири. Наш регион характеризуется природными богатствами, величественной тайгой, эндемичными животными и растениями и главным богатством Сибири – озером Байкал.

«Природа родного края – великий учитель. Она раскрывает глаза на прекрасное, пробуждает чуткость к сердцу другого человека», считал В. А. Сухомлинский. Принцип природосообразности в воспитательной работе с детьми всегда считал ключевым К. Д. Ушинский.

С раннего возраста ребёнка окружает мир природы, познание которого способствует развитию у него всех познавательных процессов, деятельности наблюдения, любви к родному краю.

В процессе реализации регионального компонента по теме: «Мой край - Прибайкалье», осмысления выбора темы за основу взяла технологию проектирования.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Взяв за основу образовательные технологии «Байкал - жемчужина Сибири», методические рекомендации В. Горбуновой, Л. Мишариной «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья», мною разработан проект «Мой край – Прибайкалье». В разработке и осуществлении этапов проекта активное участие приняли семьи воспитанников и наши социальные партнёры – детская краеведческая библиотека «Сибирячок», бурятский культурный центр «Туя».

Одним из направлений работы библиотеки является знакомство детей с родным краем.

В рамках данного направления сотрудники библиотеки организовали с детьми следующие формы работы:

• цикл творческих бесед по теме «Край, в котором я живу»;

• презентации «Заповедники и национальные парки Прибайкалья», «Байкал – колыбель бурятского народа», «Охрана окружающей среды озера Байкал»;

• организация книжных выставок для семей группы по теме «Писатели Сибири – детям»;

• участие в международной акции «Книжка на ладошке» - МБУК ЦСДБ г. Самара;

• победители конкурса «Лето читательских удовольствий» в номинации «Подарок для любимой книги» - МБУК АГО «ЦБС» г. Ангарск.

Результатом совместной работы с семьями воспитанников, социальными партнё рами стали следующие показатели:

• проявление активного интереса к природе, истории Прибайкалья;

• сформированное уважительное отношение к родной культуре и культуре народов, населяющих наш край;

• активность семей воспитанников в организации культурно-досуговой жизни группы и детского сада.

Проект «Мой край – Прибайкалье»

Вид проекта : информационно-исследовательский, творческий.

По срокам реализации: долгосрочный.

По составу участников: воспитанники группы старшего дошкольного возраста, воспитатель Лещенко Н. П., родители, социальные институты города : детская библиотека № 15 г. Ангарска, Бурятский культурный центр «Туя».

Цель: формировать представления детей о природе родного края; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи проекта :

• Познакомить детей с природой Прибайкалья;

• Формировать природоохранные, социально-коммуникативные компетенции у детей;

• Воспитывать эмоциональное отношение к природе родного края, желание охранять её.

Предполагаемый результат:

• Дети имеют представления о природе родного края;

• Проявляют бережное отношение к природе, имеют первичные предпосылки экологического сознания.

Принципы построения деятельности:

• Регионализация экологического образования.

• Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.

• Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы.

• Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (приложение1).

Этапы проектной деятельности :

Подготовительный

• Обсуждение с детьми и родителями, сотрудниками детской краеведческой библиотеки плана работы по проекту

• Изучение краеведческой литературы по теме

• Подбор детской художественной, научно-популярной, энциклопедической литературы

• Экскурсии в краеведческую детскую библиотеку «Сибирячок», посещение мероприятий, проводимых Культурным центром «Туя»;

• Подбор наглядно-демонстрационного материала «Животные Красной книги», «Птицы Сибири», «Рыбы Байкала». Создание познавательных альбомов «Тофалария – страна гор», «Растительный мир Прибайкалья», «Кустарники Сибири»; рефератов родителями воспитанников по темам: «Ветры Байкала», «Эндемики Байкала», «Архитектурно-этнографический музей Тальцы – культурное наследие».

Составление презентации по теме: «Байкал – жемчужина Сибири».

Основной

Чтение произведений сибирских писателей: В. Распутина, С. Бунтовской, М. Сергеева, А. Горбунова;

• Посещение детьми и родителями Байкальского лимнологического музея в п. Листвянка;

• Оформление фотовыставки «Наши добрые дела».

• Проведение игры - викторины «Как сохранить Байкал»

• Проведение акции «Каждой пичужке – кормушка»

• Выпуск стенгазеты «За чистоту Байкала», посвящённой Всемирному дню воды.

• Изготовление детьми и родителями макетов «Озеро Байкал», «Тайга», «Нюрка» (по сюжету народной бурятской сказки)

• Подготовка к спектаклю совместно с родителями, бурятским центром «Туя».

Заключительный

• Создание Красной Книги «Сибирячка»

Итоговый продукт

• Открытое мероприятие – постановка спектакля по сказке «Ангара и Нерпа».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» для детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ» Возраст обучающихся –5-6.

«Мой край, мой город Омск». Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» (вторая младшая группа) Воспитатель: Чуднова Е. И Тема: «Мой край, мой город» Цель: Формирование у детей представление о родном городе Омске. Закрепить умение выкладывать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Мой край родной» Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Мой край родной» Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине. Задачи: 1. Способствовать.

Образовательный проект «Мой край родной» Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования.

Проект «Мой край — моя Родина» МБДОУ «Детский сад №4» «Мой край - Моя родина» Проект во второй младшей группе Вос-ль 2мл. гр Кербер С. И..

Проект «Мой родной край» «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский Тип проекта: творческий,.

Социально-экологический проект «Как сберечь дерево» 1. Актуальность проект: 1. Лесные ресурсы играют огромную роль на Земле. Они восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение.

Социально-экологический проект «Питомник Кваки» Пояснительная записка. В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы.

Экологический семейный проект «Лукояновский край — часть большой страны» Проект Лукояновский край - часть большой страны Выполнила: семья Устимовых Руководитель: Зольникова О. М. воспитатель МБДОУ № 4.

Автор публикации:
Социально-экологический проект «Мой край — Прибайкалье»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 14:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД