юлия ермакова
Социоигровая технология Букатова В. М. при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы» предусматривает проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, каждодневное чтение. Знакомство с литературными произведениями не ограничивается занятиями. Свободное время активно используется для расширения литературного багажа детей, знакомства их с произведениями русской и мировой литературы. Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных педагогических технологий обучения дошкольников. Среди всего многообразия особенно хочется выделить игровые технологии.
Публикация «Социоигровая технология Букатова В, М, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой» размещена в разделах
Игровые технологии возбуждают у ребенка интерес к художественной литературе, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и повышают речевую активность детей. Игровые технологии отвечают возрастным особенностям детей и поэтому важное место при ознакомлении дошкольников с художественной литературой.
Игровые технологии являются практическими методами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Они включают в себя:
1. Словесные игры.
2. Дидактические игры
3. Игры – драматизации
4. Элементы инсценировки
5. Викторины по произведениям
6. Сюжетно – ролевые игры «Библиотека»
7. «Книжкина больница»
8. «Книжный магазин»
9. Технология «Коллаж сказок» - дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.
10. «Экстремальные ситуации в знакомых сказках, рассказах» - взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
11. «Обыгрывание сказок из бросового материала» - не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй.
12. «Моделирование сказок» - составление сказки по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, чего он нужен). Затем воспитатель договаривается с детьми о том, какой символ (фигура, что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками.
Сегодня особое внимание я хочу уделить социо-игровому методу М. В. Букатова. Социо-игровой метод в ознакомлении дошкольников с художественной литературой – одна из развивающих педагогических технологий.
В. М. Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, предлагает воспитателям осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.
«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В. М. Букатов.
Социоигравая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигравая педагогика, или соци-игравой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами) В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Главный же принцип социо-игрового подхода – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом, и каждого ребенка в отдельности. «Не рядом и не над, а вместе!».
Социо -игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
Одно из главных условий социо-игровой педагогики : в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности.
Социоигровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Обобщая сказанное можно определить суть социо- игровых технологий и раскрыть её в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Работа в микрогруппах учит детей самостоятельно добывать знания, конструктивно общаться друг с другом и с взрослым. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
2 правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
3 правило: Третье правило поможет нам снять эмоциональное напряжение. В данном случае обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы социо – игровой технологии, которые можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться; помогать друг другу. Раскрывая содержание социо - игровой технологии, я постаралась показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.
Уверена, что каждый из вас использует элементы данной технологии в своей работе, но надеюсь, что моё выступление было интересным и полезным для вас и мне удалось пополнить копилку ваших знаний чем-то новым.
Спасибо за внимание.