Получи документы

Содержание и формы работы по эстетическому воспитанию

Ольга Владимировна Емельянова
Содержание и формы работы по эстетическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест. Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. Под эстетическим воспитанием понимается организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающей действительности [3].

Публикация «Содержание и формы работы по эстетическому воспитанию» размещена в разделах

Согласно возрастным особенностям, развитию дошкольников в художественно-эстетическом плане активно способствуют все виды продуктивной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Соответственно, в процессе работы с произведениями искусства и над созданием собственных художественных образов у детей формируются эстетические интересы, потребности, воспитывается этетический вкус, развиваются соответствующие способности [4, с. 113]. Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОО.

Эстетические знания формируются у детей в ходе эстетического познаний окружающего мира, всего его многообразия и искусства как наиболее точного отображения прекрасного. Жизненное разнообразие способствует появлению разнообразных жанров и видов искусства. Дошкольники знакомятся и познают графику, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Они получают знания также и о разнообразии жанров литературы и музыки, а именно о рассказах, сказках, повестях и др. ; о танцах, песнях, маршах, балетах и операх для детей и др.

Главная категория эстетики - категория прекрасного, в которой отражается не только эстетическая, но и нравственно-политическая оценка. Понятием о красивом дети овладевают в раннем детстве посредством предметов быта, игрушек, окружающих детей, произведениями искусства. К старшему дошкольному возрасту поэтапно дети усваивают понятие прекрасного и применяют его к явлениям жизни, природы, к оценке действий людей и их поступков. Они понимают, какие действия людей можно оценить как прекрасные, а какие как безобразные.

Также дети начинают понимать смешное, комическое, которое в действительности является специфическим отклонением от нормы, нарушающим единство содержания и формы и законы красоты. В комическом освещаются противоречия между новым и старым, между должным, желаемым и реальным. В действительности и искусстве для выражения комического используются разнообразные средства. Дошкольникам в большей степени доступен юмор, смешное в разнообразных ситуациях.

Наивысшей реализацией эстетического освоения человеком действительности является искусство, или художественная деятельность. Прекрасное в окружающем мире им утверждается, а безобразное - страстно отрицается.

Задача искусства - раскрыть истинную, не всегда замечаемую красоту природы, человека, созданное человеком. Искусство обостряет, сосредоточивает и преобразует эстетические чувства человека и создает эстетические суждения, которые могут быть объективными и содержательными. Сведения о разнообразных видах искусства дети узнают еще в раннем детском возрасте, так как игрушка, книжки, картинки, музыка появляются в жизни ребенка довольно рано.

Старшие дошкольники помимо видов узнают еще и жанры искусства: изобразительного, литературного и музыкального. Содержание знаний об изобразительном искусстве состоит из знаний о книжном рисунке, эстампе, аппликации, декоративно-прикладном и народном искусстве, живописи, пейзаже, скульптуре, натюрморте и др.

Также у детей появляются знания о выразительных средствах искусства. Наряду со знаниями изобразительного искусства формируются и знания о музыке : инструментальной и вокальной, разнообразии ее тем, жанров, построении отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, разнообразных музыкальных инструментах. Дошкольники узнают народные танцы и песни, хороводы, произведения современной и классической музыки.

Эстетическое воспитание включает в себя и становление знаний о зарубежной и отечественной художественной литературе: получение знаний о рассказах, стихах, фольклорных элементов, умение видеть и понимать литературные изобразительно-выразительные средства. Дети-дошкольники более старшего возраста уже знакомы с выдающимися зарубежными и отечественными писателями, художниками, композиторами, иллюстраторами.

Совместно с получением и усвоением знаний в эстетическое воспитание входит освоение дошкольниками эстетических навыков, связанными с эстетическими эмоциями, отношениями и чувствами. При овладении музыкальными знаниями дети усваивают навыки культуры слушания музыки, исполнительские навыки: игры на детских музыкальных инструментах, певческими, музыкально-двигательными навыками. в процессе изучения и слушания музыки дети стают способны различить жанры музыкальных произведений, их настроение, учатся видеть, слышать и понимать основные средства музыкальной выразительности. Во время пения дети овладевают навыками правильного дыхания, дикции, звукообразования, слаженности и строя; во время осуществления музыкально-танцевальных движений дети учатся воспринимать музыкальный образ, средства его воплощения и соответствующие им движения; в обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольники получают ансамблевые навыки.

Все перечисленные навыки способствуют формированию у детей выразительности при пении, танцах, вождении хороводов, при музыкальной игре. В изобразительной деятельности дошкольники овладевают умениями и навыками наблюдения за явлениями природы, предметами окружающей действительности, учатся видеть и понимать их, различать общие и индивидуальные свойства объектов, которые помогают изобразить наблюдаемое. Дети-дошкольники учатся воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства и используемые выразительные средства, могут различить жанры произведений изобразительного искусства. Дети учатся понимать идею, о которой "говорится" в картине или скульптуре, передаваемое настроение, высказывать собственное отношение.

При изображении разнообразных объектов действительности дошкольники усваивают навыки четкой передачи цвета, строения, величины и формы предмета. В старшем дошкольном возрасте дети могут изображать с натуры, хотя эта задача является основной в школе. При рисовании сюжета дошкольники учатся цельно изображать картины природы, эпизоды литературных произведений, события жизни. С этой целью дошкольников знакомят с приемами композиции, прививают им умения грамотно располагать предметы в пространстве и или на основании, устанавливать верные пространственные отношения на полосе, линии, в ряд. Дошкольники учатся способам изображения линейной перспективы, а именно, далеко, дальше, ближе. Дети усваивают начальные компоненты композиции, изображение движений и действий в пространстве.

С раннего детства и постепенно дети учатся украшать предметы; передавать ритмический порядок элементов в орнаменте; рассредоточивать узоры на разных основаниях; строить ассиметричные и симметричные узоры, в зависимости от формы основания; выполнять узоры в зависимости от стиля определенного национального декоративного искусства как в системе элементов, так и по цветовой гамме.

Также в состав изобразительной деятельности включают конструирование. В данном виде изобразительной деятельности дошкольники овладевают навыками и умениями создания объектов и предметов и из готовых частей, так и из разнообразных материалов. Дошкольниками приобретаются умения и навыки создания вертикальных и горизонтальных построек, придания им устойчивости посредством перекрытий и прочного скрепления частей в зависимости от материала. Значительное внимание уделяется обучению дошкольников техническим навыкам: навыкам рисования карандашом, углем, красками, фломастером, мелками; сочетания различных материалов, использования разнообразных способов вырезания ножницами. Дошкольников учат работе с глиной, другим природным материалом, пластилином.

Проанализировав вышесказанное, мы определили, что содержание эстетического воспитания включает в себя развитие самостоятельных, творческих, поисковых способов действий у дошкольников. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и формы работы по эстетическому воспитанию
Опубликовано: 12 января 2023 в 06:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и формы работы по эстетическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Емельянова (УИ 2328090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД