Приложение МААМ

Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя

Татьяна Фокина
Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

1. Содержание методической работы старшего воспитателя

Важнейшей управленческой функцией старшего воспитателя детского сада является функция планирования. В данной теме раскрываются теоретические основы планирования, целеполагания и информационно-аналитической деятельности как первоосновы планирования; а также рассматриваются технологии стратегического и тактического планирования в дошкольной образовательной организации.

Публикация «Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя» размещена в разделах

Содержание методической работы старшего воспитателя

(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой) :

Функции управления Содержание методической работы

1 2

1. Информационно-аналитическая. Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии.

2. Мотивационно-целевая. Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду.

Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия.

Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.

3. Планово-прогности-ческая. Прогнозирует развитие научно-методиче-ской работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов.

Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, годовой план работы.

4. Организационно-исполнительская. Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада.

Оказывает методическую помощь педагогам.

Готовит и проводит заседания педагогического совета. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей.

Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместное руководителем — аттестацию педагогов.

Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями.

5. Контрольно-диагностическая. Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовый контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.

6. Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование). Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психоло-гической науки. Однако сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова в качестве су-щественного признака всякой системы указывают целостность. В трактовке Н. В. Кузьминой «педагогическая система» есть «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей».

Совокупность отдельных педагогических систем образует единую целостную систему образования. Дошкольное образование является первой ступенью обшей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, целостность, полиструктурность.

1.1. Сущность и принципы планирования как функции управления.

Важнейшей управленческой функцией руководителя и старшего воспитателя дошкольной образовательной организации является функция планирования.

Планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Таким образом, планирование деятельности ДОО предполагает:

1. Определение целей и задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (Цель можно разложить на несколько задач и таким образом выполнение всех задач автоматически означает достижение цели).

2. Определение путей и средств достижения поставленных целей. Одну и ту же цель можно достичь разными способами, но старшему воспитателю ДОО следует уметь выбрать наиболее оптимальные.

3. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели (Можно ставить какие угодно цели, но если в распоряжении дошкольной организации нет средств, необходимых для их достижения, этот план останется на бумаге).

4. Выполнение плана и контроль за ним. С этой целью необходимо четко указать сроки, в которые план должен быть выполнен, а также формы контроля, которые будут использованы. Кроме того, необходимо назначить ответственных за выполнение плана (отдельных его задач) и сроки.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов

При планировании работы ДОО учитываются: - тип дошкольной образовательной организации; - возможности его материально-технической базы; - кадровый состав, его профессиональные возможности; - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования : - комплексный подход к планированию; - конкретность плана; - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать); - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы; - нацеленность на конечный результат; - опора на участие каждого сотрудника.

1.2. Целеполагание как функция планирования.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОО.

Цели развития ДОО рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы. Важность определения целей ДОО вытекает из многообразия их функций : - отражение общей идеи функционирования и развития ДОО; - основа планирования работы ДОО и основа принятия управленческих решений; - мотивирование деятельности сотрудников детского сада; - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Таким образом, цель – это конкретный образ желаемого результата, которого ДОО может достичь к четко определённому моменту времени. При определении целей деятельности ДОО можно придерживаться структуры, предложенной В. И. Зверевой:

Цели:

1. Предмет совершенствования (что именно необходимо преобразовать,

2. Средства совершенствования преобразования (с помощью чего,

3. Результат совершенствования преобразования.

Например, (Езопова С. А.) в детском саду в результате анализа работы за предыдущий учебный год было обнаружено, что интерес родителей к участию в образовательном процессе ДОО падает. Поэтому в следующем учебном году была сформулирована цель: разработать и реализовать программу, способствующую родительской активности в образовательном процессе детского сада.

Вопросы: 1). Что будет являться в этом примере предметом совершенствования? (степень участия родителей в образовательном процессе ДОО); 2). Что будет выступать в качестве средства преобразования? (разработка и реализация программы); 3). Что явится результатом совершенствования? (родительская активность).

Классифицировать цели можно по разным основаниям:

1. По периоду достижения цели:

• долгосрочные (стратегические);

• среднесрочные (тактические);

• краткосрочные (оперативные)

2. По направлениям деятельности (по которым определяются цели) :

• экономические;

• организационные;

• научные;

• социальные и т. д.

3. По структурным подразделениям:

• методические;

• маркетинговые;

• кадровые;

• административные и др.

4. По среде:

• внутренние;

• внешние

5. По критериям измерения:

• количественные;

• качественные

6. По повторяемости:

• постоянные;

• разовые

Каждую цель можно разбить на задачи, т. е. развёрнутый план действий. Таким образом, выполнение всех задач, например, разделов годового плана, автоматически означает достижение цели.

1.3. Виды и формы планирования деятельности ДОО

В дошкольной образовательной организации используются разные виды планов : 1. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Такой план охватывает длительный период времени (чаще всего 3 – 5 лет).

Стратегия функционирования и развития ДОО – это определение основных направлений деятельности и развития, исходя из внешних и внутренних условий, возможностей, обстоятельств. Стратегия развития современной ДОО определяется «Программой развития ДОО».

Основные этапы долгосрочного планирования :

1) анализ окружающей действительности, условий, внутреннего потенциала ДОО;

2) определение ключевых (стратегических) целей ДОО; 3) разработка долгосрочного плана (развития ДОО).

2. Тактическое (перспективное, среднесрочное) планирование осуществляется на срок 1 – 3 года. Такое планирование заключается в определении тактики распределения ресурсов (возможностей) ДОО для достижения долгосрочных целей. Оно позволяет определить конкретные цели деятельности детского сада на тот или иной период и средства их достижения.

Примером тактического плана ДОО является годовое планирование, которое осуществляется на каждый учебный год на основе Программы развития ДОО. На основе перспективного планирования разрабатываются

3. Текущие планы (до нескольких месяцев). Они включают в себя конкретное содержание работы по дням и осуществляются всеми работниками ДОО: старший воспитатель составляет план методической работы на месяц, воспитатель – календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми и т. д.

Составление и реализация ежедневных планов каждым сотрудником приближает их к достижению выработанной стратегии развития.

Формы планирования, которые применяются в ДОО, также могут быть разными:

1. Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Такая форма используется, например, при составлении годового плана : - описании результатов анализа работы ДОО за предыдущий учебный год; - установлении причинно-следственных связей, обусловивших достижения ДОО и возникшие проблемы; - характеристике сложившейся ситуации в ДОО на момент планирования.

2. Сетевая форма предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм при написании планов. Такая форма применяется для детального планирования выполнения конкретной задачи. Она позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год (по месяцам).

3. Графическая форма отражает содержание в виде двухкоординатных графиков (график Ганнта, диаграмм, гистограмм. Такая форма чаще всего используется для демонстрации количественных показателей, чтобы наглядно представить объем работы на год, месяц, день. Использование графиков Ганнта предполагает начинать планирование с конца, с заключительного действия, двигаясь, справа налево к началу плана. 4. Смешанная форма написания плана чаще всего применяется в ДОО. Как правило, интегрируют текстовую и сетевую формы, или текстовую и графическую.

1.4. Стратегические и тактические планы дошкольной образовательной организации

Составной частью планирования является составление прогнозов, перспектив, моделей развития дошкольной образовательной организации, так как современный детский сад должен быть развивающимся.

Для составления комплексно-целевой программы развития ДОО необходимо не просто подготовить анализ работы детского сада, а увидеть проблемы, перспективу его развития путё м сбора и тщательного анализа информации по следующим направлениям: - какова территория микрорайона, города, которая будет задействована в педагогической деятельности ДОО; - каков социальный заказ населения и будут ли услуги ДОО, в том числе, дополнительные, востребованы родителями; - оценка деятельности ДОО со стороны родителей за 3 – 5 лет; - статистика детей по количественному и качественному составу за 3 года; - социальный статус семей, дети которых посещают ДОО (за 3 года); - договорные отношения с заинтересованными организациями в вопросах образовательной работы с детьми; - анализ воспитательно-образовательной работы ДОО за 3 года;

Изучение перечисленных выше вопросов поможет правильно определить основные направления деятельности ДОО на перспективу 3 – 5 лет.

Требования к комплексной Программе развития ДОО:

• Актуальность (программа должна быть ориентирована на решение важнейших проблем будущей системы дошкольного образования и конкретной ДОО);

• Прогностичность (способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться

• Рациональность (программа должна определять такие и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат);

• Реалистичность (программа должна соответствовать возможностям кадрового потенциала, материально-технической базы ДОО и так далее);

• Целостность (способность программы обеспечивать полноту и согласованность действий всех сотрудников для достижения поставленных целей);

• Контролируемость (возможность программы определять конечные и промежуточные цели);

• Чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от программного, представляющие угрозу для достижения цели).

Программу развития ДОО можно составлять по-разному В. С. Лазарева и М. М. Поташник предлагают следующую технологию: 1) подготовка информации о ДОО; 2) проблемный анализ состояния ДОО; 3) формирование концепции новой ДОО; 4) разработка стратегии и задач перехода к новой ДОО (поэтапного плана действий; 5) определение целей 1-го этапа реализации программы; 6) разработка плана действий; 7) экспертиза программы

Итак, начинать следует с краткого анализа социума (особенно молодых семей – будущих клиентов, указать окружающую зону (центр, спальный район и так далее); перейти к информации о ДОО: материально-техническая база, контингент, сведения о педагогических кадрах; краткие итоги воспитательно-образовательного процесса, достижения коллектива, наличие творческих контактов с учеными, коллегами, медицинскими, спортивными, культурными организациями; история, традиции ДОО. Чем тщательнее подготовлена информация, тем успешнее сделать проблемный анализ. Это не должен быть лишь анализ годового плана. Важны такие вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профмастерства, проблемы комфортности педагогов, детей, родителей в детском саду и т. д. Важно выявить: - что не удовлетворяет в результатах работы ДОО; - что не удовлетворяет в результатах воспитательно-образовательного процесса;

- что не удовлетворяет в условиях, определяющих дефекты педагогической работы (кадры, материальная база, научно-методическое обеспечение и т. д.).

Концепция развития ДОО должна состоять из 2-х частей:

1). Характеристика будущей ДОО (её структура, новые программы, новые подходы и технологии, характеристика дополнительных образовательных услуг и так далее);

2). Проект новой системы управления (структура, с выделением всех субъектов управления, с перечнем их функций, новые методы управления). Стратегия – обобщённый замысел перехода к новой дошкольной образовательной организации. Поэтому надо разработать промежуточные этапы, время реализации концепции, основные действия на каждом этапе, задачи каждого этапа.

Составляя план действий, следует указать: кто, какие действия, когда, где и как будет выполнять, чтобы получить желаемые результаты. План должен быть как можно более полным. Для подготовки программы создаётся рабочая творческая группа из числа педагогов ДОО, которые привлекают к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых. Проект программы обсуждается и принимается на заседании Совета педагогов и представляется учредителю для экспертной оценки. Конкретизирует программу развития ДОО годовой план, который составляется на каждый учебный год. Технология разработки и утверждения годового плана схожа с процедурой составления программы развития детского сада. Форма годового плана может быть разной – удобной руководителю, старшему воспитателю и всему педагогическому коллективу. Но основное его содержание должно быть выдержано.

Как вариант структуры годового плана можно рассмотреть следующий: 1. Анализ работы ДОО за прошедший год и определение задач (1 – 2 новых и 2 – 3 из предыдущего годового плана) на новый учебный год. Примерная структура анализа: - достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика; - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, всех плюсов и минусов; - определение условий, способствующих получению незапланированных результатов; - выявление причин недостатков; - обозначение путей решения проблем, которые будут положены в основу нового плана. При определении целей и задач деятельности ДОО можно использовать технологию М. М. Поташника – построить «дерево целей», то есть определить главную цель и подцели.

2. Этап определения мероприятий, позволяющих достичь поставленных целей. Это совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности ДОО, когда конкретизируются содержание деятельности, исполнители, ответственные, механизм координации действий.

Основные направления работы:

А) работа с кадрами (планируется повышение квалификации педагогического и обслуживающего персонала);

Б) организационно-педагогическая деятельность (распределение по группам, количественная и качественная характеристика педагогов, организация предметноразвивающей среды и т. д.);

В) методическая работа (педсоветы, семинары, консультации, обобщение опыта, коллективные просмотры и прочее);

Г) контроль и диагностика (все виды и формы);

Д) работа с родителями;

Е) административно-хозяйственная работа (ремонт, приобретение мебели, оборудования, благоустройство и озеленение территории и т. д., плюс перечень производственных совещаний);

Ж) оздоровительная и медико-профилактическая работа;

З) работа по преемственности со школой;

И) экспериментальная работа;

К) маркетинговая деятельность.

На основе годового плана работы ДОО составляется план работы на месяц, который должен быть вывешен вблизи методического кабинета. Сам годовой план также всегда

находится в свободном доступе для всего педагогического коллектива (в методическом кабинете ДОО).

2. Аналитическая деятельность старшего воспитателя

Планирование работы в ДОО осуществляется на основе тщательного анализа макро и микросреды детского сада, анализа качества педагогической деятельности, диагностики уровня развития детей.

Это, в свою очередь, указывает на необходимость постоянного сбора информации. Информационное обеспечение предполагает накопление банка информации, необходимого для принятия эффективного управленческого решения; чёткое разделение всей информации на оперативную и стратегическую.

При этом оперативная информация поможет выявить едва наметившиеся отклонения в образовательном процессе. Она необходима руководителю, чтобы оценить работу ДОО за день, неделю, месяц и так далее.

Учебно-методическое обеспечение должно соответствовать требованиям предметноразвивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации образовательного процесса на современном уровне.

Научно-методическое обеспечение педагогического процесса предполагает повышение профессионального уровня каждого воспитателя с учётом достижений современной науки и передовой педагогической практики.

Аттестационно-диагностическое обеспечение управления ДОО помогает фиксировать отклонения в образовательном процессе и своевременно оценивать уровень профессиональной компетентности, результатов работы, вносить коррективы в работу каждого педагога.

Нормативно-правовое обеспечение способствует решению общих концептуальных направлений развития системы дошкольного образования в соответствии с требованиями времени. Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка каждого педагога детского сада создают творческую атмосферу, способствуют формированию в коллективе единого педагогического кредо, ценностей, традиций.

Материально-техническое и финансовое обеспечение выводят всю организацию работы с детьми на современный уровень, создают разнообразную предметную среду психологопедагогического сопровождения детей в ДОО.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства.

В то же время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогики и психологии.

Однако сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности педагогов детских садов. Основной причиной невысокой эффективности методической работы во многих ДОО являются формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным (случайным) набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приёмов и способов организации педагогической деятельности. Необходимо чаще проводить опросы мнений, вместе с воспитателями анализировать результативность проведённых мероприятий.

Все предложения и пожелания педагогов должны учитываться, так как часто обязательный массовый характер методических мероприятий не ориентирован на реальные насущные проблемы каждого конкретного педагога.

Все методические мероприятия должны обогащать знаниями и демонстрировать конкретные приёмы и методы работы, которые воспитатели смогут применить в собственной педагогической деятельности. Если в ходе обсуждения результатов педагогической деятельности воспитатель психологически готов к освоению нового и сам не удовлетворён достигнутыми результатами, то важнее подсказать ему пути их устранения.

Таким образом, главным принципом методической работы является системный подход к её построению.

Старшему воспитателю, для определения содержания методической работы с коллективом, можно использовать данные самооценки воспитателями своих профессиональных умений и навыков.

Также можно рекомендовать воспитателям заполнить диагностические карты возможностей и затруднений педагога, при заполнении которых знаком «+» отмечается, в каких видах работы с детьми воспитатели испытывают наибольшие затруднения, а в каких не испытывают трудностей. Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога (индивидуальная)

№ п. /п. Раздел деятельности Имею опыт, могу поделиться Имею недостаточный опыт, хочу научиться Не имею опыта, хочу научиться

1 Организация игровой деятельности +

2 Физическое развитие +

3 Обеспечение безопасности жизнедеятельности +

4 Речь и речевое общение +

5 Обучение грамоте +

6 Развитие математических представлений + +

7 Художественно-речевая и театральная деятельность +

8 Этнокультурное воспитание детей +

9 Создание благоприятного микроклимата в группе +

10 Планирование +

11 Дидактическое обеспечение +

12 Взаимодействие с родителями +

По окончании диагностики данные индивидуальных карт вносятся в сводную таблицу, из которой видно, по каким вопросам у воспитателя больше всего затруднений. Как утверждает И. Н. Казакова, полученные данные используются старшим воспитателем ДОО при выработке итогового мнения об уровне выполнения годовых задач каждым членом педагогического коллектива.

Публикации по теме:

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Тема и содержание аттестационной работы Современная система образования в России реформируется, а потому потребность в саморазвитии, самосовершенствовании педагогов и их профессиональной.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников Функции логопеда. 1. Развитие фонетического компонента языковой системы; 2. Формирование фонематических процессов; 3. Совершенствование.

Функции педагога-психолога в детском саду Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к.

Проблема управления качеством дошкольного образования Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Предъявляются новые требования к дошкольным образовательным учреждениям,.

Содержание папки воспитателя детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад «Алые Паруса» Методическое сопровождение по теме «Папка воспитателя».

Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА Свиридова Наталья Сергеевна cтарший воспитатель 1 квалификационной категории.

Структура и органы управления ДОУ Структура и органы управления ДОУ МБДОУ Луговской детский сад №32 «Ивушка» Информационная справка. 1. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Единое образовательное пространство как объект управления кадрами Выступление на Августовской педагогической конференции 2018 года "Единое образовательное пространство как объект управления кадрами" СЛАЙД.

Эссе «Основные функции семьи» для встречи с родительской общественностью 1. Вступление 2. Функции семьи, связанные с удовлетворением потребностей 3. Заключение 4. Список.

Эссе старшего воспитателя Старшим воспитателем я работаю с 2014 года. Кажется, не очень долго, но за это время поняла, какая это ответственная и творческая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 09:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фокина (УИ 779775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД