Лучший педагог года

Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности

Татьяна Тукиш
Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности

Формирование умений детей с общим недоразвитием речи (ОНР) составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Многолетний опыт работы с детьми с ОНР показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.

Публикация «Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

Очень эффективным является также следующий алгоритм работы над составлением рассказов. Рассмотрим его на примере составления рассказа- описания помидора в рамках лексической темы «Овощи».

Как обычно, идет подготовительная работа: дети подбирают и наклеивают картинки, рисуют овощи и в том числе, помидор. Далее провожу беседу по картинке, либо используем настоящий овощ:

1. Какой овощ изображен на картинке?

2. Какой формы этот овощ?

3. Какой размер,цвет, вкус, помидора?

4. Есть ли запах у этого овоща?

После беседы, предлагаю детям пофантазировать о том, что они представляют, когда слышат слово «помидор».

Вспоминаем и то, каким словом можно заменить слово «помидор».

Подбираем как можно больше прилагательных к словам «помидор», «вкус», «запах».

Играем в игру «Составь предложение из слов»

- имеет, форму, помидор, круглую.

-кисло-сладкий,у, вкус, него.

-из, люблю, помидоров, салат, я.

Предлагаю детям придумать заголовок для рассказа. Из всех предложений, выбираем наиболее удачные: «Аппетитный овощ», «Помидор», «Мой любимый овощ» и т. д.

Далее дети продумывают, в каком порядке они будут описывать овощ. В старшей группе можно использовать схему, в подготовительной –план (цвет, величина, форма, запах, вкус).

Вспоминаем опорные слова, которые пригодятся нам для рассказа : овощ, гладкий, ярко-красного цвета, круглый, ароматный запах, сочный, кисло-сладкий вкус, овощной салат с помидорами.

В итоге такой работы получается рассказ :

Аппетитный овощ

Этот овощ – помидор. У него есть еще одно название- томат. Помидор гладкий, ярко-красного цвета. Он небольшой и круглый. У этого овоща ароматный запах. Он сочный, кисло-сладкий на вкус.

Помидоры чаще всего едят сырыми. Я, например, люблю овощной салат с помидорами. Из него также готовят томат и варят томатный сок. Помидор очень полезный овощ.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказов-описаний на занятиях по развитию речи с детьми в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 17 марта 2021 в 19:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД