Надежда Федотова
Советы инструктора по физической культуре «Для чего нужна утренняя гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.
Публикация «Советы инструктора по физической культуре „Для чего нужна утренняя гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это невозможно, например, в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 0 С. Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас, откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.
Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.
При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики :
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны);
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.
При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг, гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т. д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.
Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. (см. Приложение 1)
Приложение1
Комплекс утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста на стульчиках
I часть: Обычная ходьба в колонне, ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек, бег со сменой направления, ходьба приставным шагом вперед (поочередно правой и левой ногой, бег в быстром темпе (15 – 20 сек, ходьба «змейкой» вокруг стульчиков.
II часть. Общеразвивающие упражнения на стульях
1. И. П. – сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз (дозировка 5-6раз)
1 – Поднять руки в стороны.
2 – Опустить вниз, вернуться в исходное положение.
2. И. П. – сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом (дозировка 5-6раз).
1 – Левая нога выпрямлена вперед, правая – под стулом.
2 – Правая нога выпрямлена вперед, левая – под стулом.
3. И. П. – сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе (дозировка 6 раз)
1 – Наклониться вправо.
2 – Вернуться в исходное положение.
3 – Наклониться влево.
4 – Вернуться в исходное положение.
4. И. П. – стоя на четвереньках, сиденье стула – под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.
1 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох)
2 – Вернуться в И. П. (выдох)
3 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)
4 – Вернуться в И. П. (выдох)
5 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 3 сек. (вдох)
6 – Вернуться в И. П. (выдох)
7 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)
8 – Вернуться в И. П. (выдох)
9 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох)
10 – Вернуться в И. П. (выдох)
5. И. П. – стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула ( дозировка: 4 – 5) раз.
1 – Присесть.
2 – Встать, вернуться в исходное положение.
6. И. П. – сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены – находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула (дозировка 6 раз)
1 – Поднять правую ногу вперед-вверх.
2 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение.
3 – Поднять левую ногу вперед-вверх.
4 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение.
7. И. П. – стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.
Дозировка: 2 серии по 10 прыжков. Ребенок идет обычной ходьбой по комнате. Родитель предлагает ребенку помочь убрать стулья. Родитель оставляет 1 стул в центре комнаты для игрового задания «Кошка и птички».
8. Игровое задание «Кошка и птички». В центре комнаты на стульчике сидит кошка (роль кошки выполняет ребенок, на голове одета шапочка «кошки» или просто ободок с изображением кошки). Птички (роль птички выполняет родитель или второй ребенок, летают вокруг кошки, помахивая крылышками). Родитель тоже подает сигнал, кошка просыпается и ловит птичек, а те улетают на стульчики. Затем меняются местами. Дозировка: 2 раза.
Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.
III часть (cм. Приложение 2)
а) Дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Насос»
б) Гимнастика для ног «Медведь»
в) Массаж тела «Лягушата»
г) Пальчиковая игра «Рисунок»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
а) Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
И. П. – стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, производится звук [ с ]. Повторить 3 раза.
Зайка шарик покупал,
Зайка шарик надувал.
«Насос» (мышечный тренинг)
И. П. – стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз прямыми ногами, делать выдох, произнося звук [ ш ]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.
Яркие у нас машины,
Накачать бы только шины.
б) Гимнастика для ног «Медведь»
Ой-ее-ее-ечки!
Спал медведь на коечке. Поднимаются то на носки, то на пятки.
Свесились с кроватки Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь.
Две босые пятки.
Две босые, две смешные. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу.
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка-шалунишка, Переминаются с ноги на ногу.
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку! (Н. Пикулева) Делают выпад ногой вперед, затем меняют ногу.
в) Массаж тела «Лягушата» (М. Ю. Картушина)
Выполнять движения, соответствующие тексту:
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали.
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
г) Пальчиковая игра «Рисунок» (М. Ю. Картушина)
Киса кисточку взяла. Поднимают к плечу согнутую в локте руку.
Что рисует нам она? «Рисуют», поднимая и опуская руку.
Это дом с высокой крышей. Соединяют руки над головой, показывая «крышу».
На крыльцо котенок вышел. Вытягивают ладони перед собой.
Побежит он по дорожке к полосатой маме-кошке. «Пробегают» пальчиками по бедрам.
Вот зеленая трава. Шевелят пальцами.
Вот скамейка у пруда. Кладут ладони друг на друга («скамейка»).
В небе круглая луна. Поднимают руки вверх, соединив указательные и большие пальцы («луна»).
Видно Кисе спать пора. Кладут ладошки под щечку.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну, а летом в прятки. Перекаты с носка на пятку, стоя на месте.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала все вскопает,
А потом все разровняет
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь.
Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу
Ямка – семя, ямка – семя, Приседают
И глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет. Переминаются с ноги на ногу.
Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик! Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.
Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
Тили – тили – тили – бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом! Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку. Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс. Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.