Наталия Стадникова
Совместное мероприятие с элементами тренинга в формате круглого стола с родителями детей с РАС «Играем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель родительского тренинга :
Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях.
Задачи:
• Информировать родителей о значении социально-коммуникативных навыков.
• Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
• Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком.
• Способствовать сплочению родительского коллектива.
Публикация «Совместное мероприятие с элементами тренинга в формате круглого стола с родителями детей с РАС „Играем вместе с детьми“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование и материалы: музыкальное оформление, бумага, ножницы, карточки с пиктограммами, буклеты с правилами социально-коммуникативного взаимодействия.
Ход занятия
I. Вводная часть
Приветствие и представление (упражнение «Имя»)
Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
Сообщение темы занятия
Педагог: Сейчас мы с вами поиграем – сделаем салфетку. Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист (бумажная салфетка). Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам; оторвите верхний уголок. Продолжайте эти действия, пока они будут возможны. Теперь раскройте свой лист. Найдите среди других салфеток такую же, как ваша. Нашли?
Родители отвечают, что не нашли.
Педагог: Почему, как вы думаете?
Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и салфетки получились разные.
Это вывод о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личностные качества.
II. Основная часть.
Упражнение «Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).
Педагог. Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.
— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
Обсуждение:
— Каких пиктограмм больше?
— Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?
— Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?
Сообщение темы занятия «Как и зачем играть с ребенком».
Педагог. Самое важное – найти время, чтобы побыть вместе и поиграть. Как и все дети, каждый ребенок с расстройством аутистического спектра обладает яркой индивидуальностью. Во многом такие дети даже более самобытны, чем нейротипики, т. к. развитие их личности в меньшей степени зависит от социальных норм. На практике это означает, что то, что хорошо работает с одним аутичным ребенком, не оказывает никакого воздействия на другого. Те подходы, о которых мы будем говорить на нашем занятии, тем не менее, подходят для работы с большинством аутичных детей. Скорее всего, вы сами поймете, что лучше всего подойдет именно вашему малышу, просто доверьтесь своей интуиции.
По моим наблюдениям, большинство, если не все, аутичные дети со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними через игровые подходы.
Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-нибудь. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес для вашего ребенка и поддержите его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам это позволит.
Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно пытаться привнести в нее что-то новое, если он позволит. Если ребенок полностью поглощен своим занятием, едва ли он будет пытаться бегать по потолку или стараться выскочить в окошко, особенно если вы рядом и также как он увлечены вашей общей игрой. Подойдите к процессу с фантазией, выйдите за рамки привычных представлений об игровом процессе, позвольте себе стать немного волшебником – не одно, так другое обязательно заинтересует вашего ребенка.
Единственная мысль, которую я пытаюсь донести до вас: играйте с ребенком, играйте по его правилам, играйте ради него, играйте ради удовольствия!
Игровое упражнение «Играем вместе».
Педагог предлагает родителям продолжить игру, начатую психологом (исполняющим роль ребенка). Ребенок катает машинку вперед – назад: как расширить эти действия и включиться взрослому? (можно начать строить дорогу для машинки или толкайте свою машинку, повторяя движения ребенка). Ребенок кружится вокруг себя (присоединяйтесь к кружению). Что делать, если ребенок увлечен компьютером? Во-первых, в том, что дети увлекаются компьютерными играми, нет ничего плохого. А во-вторых, в этом есть включенность, воодушевление, совместное внимание, умение соблюдать очередность, развитие моторных навыков, воображение, умение выполнять последовательные инструкции, пробовать, и учиться на своих ошибках…
Игровое упражнение «Закончи предложения».
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребёнком – это …»; «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка есть недостатки, но …»
Резюме: общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.
Упражнение «Любимая игрушка».
Ведущий: У каждого из вас в детстве была любимая игрушка. Помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Кукла? Где она сейчас?
Расскажите о любимой игрушке вашего ребёнка. (Работа в парах)
Упражнение «Мой ребёнок самый лучший».
Предлагается похвалить своего ребёнка.
Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.
Принцип безусловного принятия:
1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
2. Можно осуждать поступки ребёнка, его поведение, но не его чувства.
3. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.
III. Заключительная часть.
Завершение занятия (ритуал прощания)
Педагог: Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!