Лучший педагог года

Современные тенденции экологического воспитания детей

Коренькова
Современные тенденции экологического воспитания детей

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: статья посвящена проблеме необходимости воспитывать в ребенке понимание значимости природы для человека и необходимости формирования гуманного, бережного отношения к природе и природным ресурсам у детей дошкольного возраста.

Публикация «Современные тенденции экологического воспитания детей» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание и культура, экологическое образовательное пространство, наблюдение, эксперимент, экологическая тропа.

Во многих исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования была научно доказана возможность освоения детьми разных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольного возраста.

В этой области большое внимание уделялось работам Л. С Игнаткиной, З. П Плохиной, А. М. Федотовой. И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовой. Ученые доказали широкие возможности дошкольников по формированию своих экологических знаний [1, с. 99]. Всё это составляет основы экологической культуры.

Но, ребенок должен быть с детства пропитан бережным отношением к экологии, быть достойным наследником экологического пространства, быть достойным гражданином неся в себе экологическое воспитание и культуру. Для этого необходимо использовать современные технологии, что бы ребенок был развит в данной области.

Современные концепции развивающей предметной среды в области экологического воспитания построены на деятельностном подходе, где особо уделяют внимания на то, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности.

Содержание предметной среды является мощным обогащающим фактором детского развития. Используя такие элементы, как:

- архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты;

- художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование;

- мини-огород/ фито-огород на участке детского сада;

- конструкторы, тематические наборы игрушек с животными, дидактические пособия;

- аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения,

мы сможем достигнуть экологического воспитания ребенка и формирование у него бережного отношения к природе.

В нашем городе Белгороде детские сады работают по различным программам, ранее большинство детских садов занимались по программе «Юный эколог» представленная С. Н. Николаевым [4], сейчас ряд специалистов отмечают, что в данной программе «тесно», современному дошкольнику важно не только элементарные знания о живой и неживой природе, но и прощупать знания в области естествознания вырабатывая при этом бережное отношение к объектам природы.

Созданы и ряд других программ, которые успешно применяют в стенах дошкольной образовательной организации, это и акцент на пространство детского сада и программа О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» [7] и программа Рыжовой Н. А. «Наш дом – природа» [6], а так же дополнительная программа международного уровня «Зелёный флаг» на наш взгляд полностью затрагивает современные тенденции в области экологического воспитания.

Международная программа «Зелёный флаг» способствует экологическому просвещению и образованию дошкольников и родителей (законных представителей, формированию основ экологической культуры и привитию природоохранных традиций. В ходе данной программы ребенку наглядно показывается, что в природе ничто не исчезает бесследно, и необходимо ребенка воспитывать с приоритетом умения защищать природу, восхищается её и уметь охранять. Кроме того, следуя данной программе возможно повысить уровень экологической культуры не только детей, но и педагогов и родителей.

Акцент данной программы построен на «Рациональное управление отходам», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». В рамках данной программы с дошкольниками проводятся занятия, на которых педагоги рассказывают о переработке отходов, создают совместно с детьми видеоролики по экологическому воспитанию.

Согласно традициям и современным технологиям мы можем проводить различные праздничные мероприятия укрепив знания отношения других стран к экологии. Так, например, 22 апреля – Международный день Земли. С детьми проводятся беседы о том, что такое земля, и каковы обитатели земли. Детей знакомят с животными и растениями занесенными в «Красную книгу» России.

Большое внимание в современных программах уделяется экологическому пространству. «Экологические пространство» – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых [2. С. 29]. Следует отметить, что без помощи родителей построить «экологическое пространство» на территории детского сада особо затруднительно. Данная деятельность позволяет повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

На практике мы проводим разработку экологической тропы. Работа в данном направление обычно бывает достаточно насыщенна, и дети и родители принимают активное участие.

Кроме того, еще весной мы создаем с детьми «Фито огород», благодаря данному пространству дети получили знания о лекарственных травах. Ухаживали за фито-огородом пололи, полевали и т. д.

Таким образом, уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников значительно возрастает благодаря применению современных технологий. Кроме того, чем более многообразно будет введение экологического пространства в жизнь ребенка, тем более ощутимо будет его культурное отношения к природе.

Список литературы

1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // До- школьное воспитание. – 2018. – №7. – С. 99–103.

2. Букина В. О. Пространство детского сада: познание, экология / под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М. : ТЦ Сфера Спб: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.

3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи с экологическим воспитанием детей / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. – 2009. – №6. – С. 54–57.

4. Николаева С. Н. Парциональная программа «Юный эколог». Система ра- боты в младшей группе детского сада. – 2-е изд. – М. : Мозаика- Синтез, 2016. – 104 с.

5. Рыжова Н. А. Педагогические модель организации экологического обра- зования в ДОУ / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №9. – С. 40– 46.

6. Рыжова Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2016. – 56 с.

7. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа / О. А. Соломенникова. –М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.

Туловтева А. С. С душой к природе / А. С. Туловтева // Дошкольное вос- питание. – 2014. – №7. – С. 28–30.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные тенденции экологического воспитания детей
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 20:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД