Елена Маслюк
Создание условий по читательской грамотности у детей младшего дошкольного возраста в НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий читательской грамотности в детском саду.
Добрый день уважаемые коллеги меня зовут Маслюк Елена Валерьевна. Я воспитатель детского сада № 52 во второй младшей группе. Хочу представить вашему вниманию презентацию «Формирование читательской граммотности у детей младшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности»
Начать свое выступление хочется со слов Джожефа Адиссона:
Чтение для ума– то же, что физическое упражнение для тела.
Публикация «Создание условий по читательской грамотности у детей младшего дошкольного возраста в НОД» размещена в разделах
Как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению.
«Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». я полностью поддерживаю слова Константина Дмитриевича.
Для начала, давайте, разберем, что значит читательская грамотность.
«Читательская грамотность» - это не перелистывание книг и рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Как эти умения можно совместить в младшем дошкольном возрасте?
Период дошкольного детства является важным этапом воспитания грамотного читателя, он закладывает основы литературного образования и во многом определяет их.
Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольников, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, родителями.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный и начинать его нужно с самого раннего возраста.
Представляю вашему вниманию - какие созданы условия по формированию читательской грамотности во второй младшей группе.
В своей группе я решила применить практику «Лаборатория грамотности», эта практика применяется для детей старшего дошкольного возраста, но, тем не менее, многие приемы и методики в более упрощенной форме можно применить и с младшими дошкольниками.
Лаборатория грамотности – включает в себя
- центр «Узнавайка»
- центр «Раз- словечко, два- словечко»
- мастерскую «Территория творчества»
-центр театра «Играем в сказку»
-центр книги «Люблю читать»
-центр уединения и рефлексии «Островок отдыха».
Лаборатория грамотности оснащена различным оборудованием:
Центр «Раз-словечко, два-словечко» :
• «Кубики историй» на основе техники «сторителлинг»;
• Дидактические игры «Круги Луллия».
• Виммельбухи (книги большого формата, насыщенные детальными рисунками, множеством предметов и героев,
• Атрибуты для сюжетно-ролевой игры («Библиотека»);(книжный магазин)
Центр «Узнавайка»
• Колонка, DVD диски («История создания книги», «Как люди научились писать», «История появления бумаги» и др.);
• Познавательные викторины, типа «Поле чудес»;
• компьютерная клавиатура;
• Лэпбук «Мир сказок»;
• Кейс «Волшебный мир сказок».
Мастерская «Территория творчества» :
• изобразительные и пишущие материалы;
• бумага разного цвета и формата, краски, фломастеры, карандаши, шнурки, тесемки, ленточки, клей, скотч для скрепления листов (для рисования, создания книжек, закладок, коллажей, мультфильмов из серии рисунков)
• технические приспособления (дырокол (простой и фигурные, степлер, диктофон);
• Раскраски, штриховки, обводки букв, слов;
• Пластилин, глина, тесто для создания букв;
• Мольберт.
• Песочный световой стол для «Песочной анимации».
Центр театра «Играем в сказку»
-театрально-игровое оборудование: ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок.
-Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
-Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
-«Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
-Различные виды настольного театра по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
-Аудиозаписи музыкальных произведений,
-записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона
в процессе театрально-игровой деятельности,
-Альбом различных эмоций.
Центр уединения и рефлексии «Островок отдыха»
• Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции».
• Маски (например, грустный и весёлый клоун, волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
• «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать.
• «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
• «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.
Центр книги «Люблю читать»
• Книги с твердыми листами;
• книги с обычной листовой структурой;
• эстампы на темы русских народных сказок.
• Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
• Альбом фотографий детских писателей.