Ольга Мяснянкина
Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
«Гуманность есть человеколюбие,
но развитое сознанием и образованием»
В. Г. Белинский,
русский мыслитель, писатель, философ
Современному этапу общественного развития свойственны гуманистические идеалы. Внимание к проблемам детей с трудностями в обучении со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального и инклюзивного образования.
Публикация «Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В настоящее время, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, специальными психологами и логопедами, подготовка которых ведется на дефектологических факультетах ряда педагогических институтов и университетов страны.
Дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Специальный психолог – специалист, изучающий детей с различными отклонениями в психическом развитии, создающий планы и программы для преодоления трудностей развития, для обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Логопед – это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.
В каждый исторический период развития общества существовала своя модель культурного человека, именно эта модель определяла подходы к построению педагогической системы воспитания и образования подрастающего поколения в ту или иную историческую эпоху. По мнению Баряевой Л. Б., современные образовательные системы, как компоненты «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике, в том числе в специальной педагогике и психологии. Она ориентирована на целостное развитие как детей с нормальным развитием, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и отражает прогрессивную идею гуманизации целей и принципов дошкольного образования. [1]
Среди детей с особыми образовательными потребностями значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.
Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.
У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а патология слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. При нарушении функционирования слухового анализатора речевое развитие ребенка замедляется, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесно-логического мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. [5]
Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследований в современном обществе.
С. А. Зыковым и его сотрудниками были разработаны и экспериментально подтверждены в 50—60-е годы теоретические и методические основы коммуникативной системы и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих дошкольников содержится в работах Л. П. Носковой (1982, 1992, 1993). [2]
По-разному слабослышащие и слышащие дети овладевают устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. [3]
По мнению Носковой Л. П., наиболее благоприятным периодом для развития речи в норме является возраст до трех лет, в течение которого происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание детей с нарушением слуха в общем развитии и задержка в формировании речи говорят о недостаточном использовании этого периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение знаний детей об окружающем мире в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми. [4]
Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.
На основании исследований Соловьевой И. М., Розановой Т. В., Яшковой Н. В., Шиф Ж. И., речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление. Потребность в словесном общении появляется у детей по мере накопления словаря и повышения уровня общего развития. [5]
Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах. [2]
У позднооглохших детей, за редким исключением, сохраняется уже сформировавшаяся фразовая речь с незначительными недостатками в произношении, запасе слов и грамматическом строе. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.
Сурдопедагог Головчиц Л. А. установил, что глухие дети в возрасте трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.
Слабослышащие трехлетние дети с тяжелой тугоухостью на первый взгляд по своим речевым реакциям похожи на глухих, хотя при более тщательном изучении у них выявляется небольшое количество звукоподражаний, лепетных слов; некоторые из них по подражанию взрослому пытаются давать «контур» знакомых слов. Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей, с лучшим состоянием слуха, в возрасте четырех лет имеет в запасе немного искаженных слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. Если такой ребенок хочет выразить просьбу, желание, вопрос, то произносит обрывки слов, которые не всегда понятны окружающим. У некоторых детей появляется простая фраза. Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный. [2]
Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.
В рамках исследования был проведен опрос студентов Мурманского государственного гуманитарного университета, психолого-педагогического института, группы СПД-3, очной формы обучения, вопросом которого был: «Нужно ли интегрировать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные дошкольные учреждения и школы?». Все опрошенные студенты ответили, что «нужно, но если только искать подход к каждому ребенку».
Таким образом, для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением слуха, нужно коррекционно-развивающее обучение и воспитание, социализация и интеграция или инклюзия в дошкольные образовательные учреждения и школы. В положительном результате должны быть заинтересованы все: как родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, так и практикующие специалисты (педагоги-дефектологи, специальные психологи, логопеды).
Литература
1. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева. - СПб., 2003, - 3 с.
2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями [Текст] / Л. А. Головчиц. - М., 2001, - 118 с.
3. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи [Текст] / Б. Д. Корсунская. - М., 1969, - 113 с.
4. Носкова, Л. П. Методика Развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004, - 90 с.
5. Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. - М., 1971, - 304, 308 с.