Любовь Прокопенко
Способы использования театрализованной игры для развития речевых и коммуникативных качеств личности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Способы использования театрализованной игры для развития речевых и коммуникативных качеств личности старших дошкольников
Театрализованная игра используется самыми разными возрастными группами, в том числе и в дошкольном возрасте. Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами», или ролевые игры. Это такие игры, как «дочки–матери», «магазин» и т. п. имеет также огромное значение для подготовки игра в «школу». Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Если ребенок не умеет или не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает более «выгодные» роли – скажем, в игре в дочки–матери девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с другими детьми, переиначивает по–своему вплоть до конфликта сюжет игры – это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам. В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить ребенка играть. Ролевые игры формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо».
Публикация «Способы использования театрализованной игры для развития речевых и коммуникативных качеств личности старших дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, и она является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления. М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка, имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Через игру дети осмысливают свое отношение к окружающему миру. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, дошкольник находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает через игру в малознакомый ему мир другого человека, стремиться его понять. Следовательно, игра приобретает более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нем. Играющие дети активно усваивают содержащиеся в сюжетах игр типы взаимоотношений, нормы социального поведения. В то же время развитие игры нарушается, если дети не чувствуют, как их понимает партнер по игре, если последний не проникает в их мир. Способность к взаимопониманию в игре формируется как в ее процессе, так и по ее поводу. Умение ребенка проявить в игре сочувствие, сопереживание, способность поставить себя на место другого характеризует его эмоциональную отзывчивость на переживания других детей и взрослых. Действенность игрового общения способствует формированию активного сопереживания и сочувствия с попыткой оказания поддержки и помощи в сюжетных играх. Сформированные вне игры основы взаимопонимания детей укрепляются в ее процессе, способствуют отождествлению себя не только с вымышленными персонажами, но и с реальными их исполнителями. Модель поведения в театрализованной игре очень часто становиться моделью поведения ребенка в действительности. Например: застенчивый, излишне послушный ребенок, став на время «волком» или «медведем» или каким-либо другим «сильным» персонажем очень возможно скоро поверит и в свою личную силу. В результате дети усваивают нормы, идеалы и нравственные качества, как игровых персонажей, так и реальных лиц – сверстников и взрослых. Постепенно в результате игрового взаимодействия у детей начинает формироваться самооценка и осознание оценки себя другими людьми (рефлексия). Подобный уровень развития взаимопонимания достигается не сразу и не всеми детьми, но, безусловно, что игровое общение способствует формированию эмоционально-психической и нравственной отзывчивости у ребенка. Формирование таких качеств детей несовместимо с жестокостью и нажимом во взаимоотношениях воспитателей или других взрослых с ними. Авторитарный тон никогда не даст возможности раскрыть детскую душу, ибо страх ломает волю, дети замыкаются, и надолго теряется момент для зарождения основ позитивных отношений.
К. Роджерс и В. Экслайн считали, что нельзя в игре пытаться менять или переделывать ребенка, учить его каким-то специализированным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Взрослый создает оптимальные условия для роста и развития ребенка. Для того чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру, необходимы изначально благоприятные отношения с окружающими, по крайней мере, в рамках нормы, душевный комфорт, при котором дети престанут стесняться и свободно выразят свои мысли, чувства в отношениях друг с другом. Через ролевое перевоплощение они стремятся овладеть новыми умениями и навыками и свободно проявляют индивидуальные черты. Так в игре, проникнутой заботой, постепенно формируется и такое самое человечное чувство как милосердие. Опыт воспитательской деятельности показывает, что это чувство выражается в том, что дети начинают помогать друг другу зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы, заправлять постели и т. п. В то время как раньше они не замечали трудностей другого и порой посмеивались над слабостями, давали друг другу обидные клички. Следует также более внимательно относиться к творческому развитию дошкольников в игре. Хотя вроде бы есть совершенно определенные роли, написан определенный текст, место творческому развитию всегда есть. Дети, впрочем, как и взрослые могут обладать актерскими способностями или не иметь их. Также и разные дети сыграют одинаковые роли по-разному. Выбирая детей для ролей в игре, не стоит отдавать предпочтение отдельным детям: например, самым активным, самым коммуникабельным или просто «любимчикам». Необходимо привлечь к участию в игре в первую очередь тех детей, у которых некоторые проблемы в общение, но, разумеется, участие талантливых детей также необходимо в качестве примеров.
По мнению М. Монтессори, необходимо концентрироваться на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места, быть активным в подготовке среды и иметь огромное уважение к личности ребенка. Театрализованная игра для дошкольников строится в основном на сказочных сюжетах. Сказки играют многофункциональную роль в жизни дошкольника. Восприятие сказки даже выделяется как отдельный вид деятельности ребенка-дошкольника. А что касается сказкотерапии – это испытанный и эффективный метод развития или коррекции многих личностных качеств ребенка, в том числе и коммуникативных. Сказкотерапия рассматривает сказки как способ выражения и проявления психических аспектов и использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, а значит, развивает и способы общения с окружающими людьми.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Затем проводится анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Сказка помогает ребенку раскрыть себя и совершенно с иной стороны, даже с противоположной.
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокорекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Данная система включает огромное количество приемов и форм работы, которые позволяют развивать позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сюжетами театрализованной игры могут быть не только сказки, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. Театрализованная игра может быть исполнена и в виде кукольного спектакля. Куклотерапия – также как и сказкотерапия проверенный и действенный метод, как для развития определенных качеств личности, так и для коррекции их. Почти все кукольные спектакли для детей также построены на сюжетах сказок. Как отмечает В. С. Мухина: «Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоционально и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно только «дочка» или «сыночек», она – партнер в общение во всех во всех его проявлениях». В диалоге с куклой происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а в ряде случаев сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Вообще то, как ребенок действует в игре с куклой, многое говорит и о том, какое он получает воспитание. К. Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте, что все это пройдет бесследно, с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками; весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы ассоциаций свяжутся в обширную сеть, которая определит характер и направленность человека». Эта мысль наиболее полно говорит о том, как важна игра ребенка с куклой. Сама работа над кукольным спектаклем предполагает развивающее воздействие. Под предлогом работы над ролью дети прорабатывают те модели поведения, которые оптимальны именно для них. Так, например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем и тогда победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими уже как их собственная. В детской среде достаточно внимательно относятся к тому, как сверстник разговаривает – если ребенок имеет какой-либо дефект речи, к нему отношение сверстников часто становиться негативным, что может привести к различного рода комплексам и препятствиям в общении.
Возрастает необходимость в умение правильно, красиво говорить, дисциплинированности, умении строить отношения в коллективе. Все это позволяет развить и улучшить театрализованная игра. Проговаривая слова для роли, ребенок тренирует и речь. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному начинает относиться и к собственной речи. Если ребенок говорит слишком быстро или, наоборот, мямлит – это тоже может вызвать трудности в общение и взаимоотношениях. Работа над ролью или с куклой вызывает положительные эмоции, позволяет ребенку поверить в себя – ребенок начинает стараться говорить правильно, ведь от этого зависит качество «спектакля». Данные нейропсихологических исследований гласят о том, что активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Поэтому разнообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют формированию и совершенствованию речевой моторики.
Итак, метод театрализованной игры используется довольно часто и в различных видах психологических, педагогических и логопедических работ. Однако это весьма трудоемко и требует больших эмоциональных, физических и временных затрат, если конечно речь идет о полноценной театрализованной постановке. При всем том данные затраты дают ощутимый положительный результат, оказывают действенное влияние на развитие личности. А коммуникативные взаимодействия, возникнувшие в процессе игры, переходят в действительность.