Лучший педагог года

Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности»

Иванова Татьяна Валентиновна
Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности»

Тема: «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности Л. В. Красильниковой».

Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.

Публикация «Статья „Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности“» размещена в разделах

В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, свернутость рассказов, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута, ответы на вопросы односложны, что не соответствует возрасту детей.

Одним из основных методов развития связной речи мы определим мо-делирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.

Изучая виды моделей, предлагаемые для развития связной речи, мы выбрали для работы модели нашего научного руководителя – к. п. н., доцента кафедры дошкольной педагогики НГПУ Красильниковой Л. В.

Отличительной особенностью данных моделей является их четкое соответ-ствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.

Преимущество метода моделирования в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, так как имеет такое важное свойство, как подвижность (т. е. способность изменять содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставит воспитание и обучение. Моделирование отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми: простота, конкретность, доступность, четкость и т. д.

В содержание образования нашего детского сада заложена основная общеобразовательная программа МАДОУ, которая позволяет выполнять федеральные государственные требования. В соответствии с этим в начале и в конце года проводится обследование методом наблюдения результатов развития интегративных качеств и необходимых умений по областям.

Развитие связной речи средствами моделирования относиться к области «Речевое развитие».

В начале работы было проведено 2 вида обследования развития речи де-тей :

• Овладение умениями и навыками в области «Речевое развитие» по методике Н. В. Верещагиной.

• обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.

Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.

Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.

В связной речи анализировались следующие критерии: содержа-тельность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств.

Среди данных компонентов ниже оценки в композиции высказывания (наличие частей, следовательно, использование моделирования, которое поможет усвоить композицию высказывания, будет наиболее эффективным.

Анализируя сводные результаты обследования развития речи де-тей видно, что речевое развитие в основном соответствует программе «Детство», хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей). Моделирование поможет детям самостоятельно структурно выстроить свой монолог.

На основании результатов двух видов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую

цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использова-нием метода моделирования.

Задачи:

1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).

2. Создавать условия практического овладения нормами речи.

3. Развивать речевое творчество.

4. Воспитывать культуру общения.

Наша работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи :

1. Ознакомление детей со структурными частями текстов и вве-дение моделей.

2. Закрепление использования моделей во всех видах деятельно-сти.

3. Проявления речевого творчества детей.

Сначала мы создавали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

При её создании мы опирались на:

- особенности развития детей 7–ого года жизни;

- требования ООП и ФГОС ДО по области «Речевое развитие»;

- принципы создания предметно – развивающей среды.

- Рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой

В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уют-ную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности Красильниковой Л. В.

Типы материала: Назначение:

Книги в библиотеке разных авторов (меня-ются по мере необходимости не реже 1 р. в месяц) :

• Сказки

• Стихи, рассказы о жизни людей.

• Книги о природе

• Книги юмористического содержа-ния.

• Энциклопедии. Знакомство детей с художественной литературой

Развитие интереса к чтению.

Развитие умение детей пересказывать, отвечать на вопро-сы по произведению

Альбомы

«Времена года»

«Спорт, спорт»

«Профессии»

«Мой город»

«Музыкальные инструменты»

«Дикие и домашние животные» Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие познавательного интереса.

Развитие связной речи

Дидактические игры

«Отгадай-ка»

«Сказочные пазлы»

«Короткие истории»

«Что сначала, что потом» Развитие и умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие мышления связной роле детей.

Воспитание культуры общения, умение слушать, выпол-нять правила игры.

Дидактические игры в соответствии с тех-нологией развития осознанной речевой ак-тивности Красильниковой Л. В.

«Путаница»

«Любимые сказки»

«Играем со сказкой»

«Фанты» Развитие деятельности программирования повествова-тельного высказывания.

Закрепление представлений о композиции повествования.

Умение придумывать несколько вариантов окончания тек-ста.

Развивать творческую речевую деятельность.

Положительный эмоциональный настрой.

Модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой есть на каждого ребенка. Они их используют в организованной деятельности и в играх. Модели Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей. По наблюдениям, если в сначала дети чаще использовали модели Ткаченко, то потом - модели Красильниковой.

Интерес у детей вызывают дидактические игры для развития связной речи типа «Собери сказку». В предметно – развивающей среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели Л. В. Красильниковой. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним. Уголок мобильный, так как все картинки регулярно меняются. Специально отбираются картинки с понятным сюжетом, красочные, доступные для детей. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач образовательной работы. Например, в процессе выполнения темы «Сезонные изменения в природе зимой» подбираем такие картинки как, «Зимние забавы», «Зима в Простоквашино».

Смена картинок вызывает у детей интерес к этому уголку. Дети активно ими пользуются в повседневной жизни (при составлении рассказов, в сюжет-ных играх, в общении).

Большой интерес у детей вызывают книги, альбомы. Дети активно пользуются моделями не только в организованной образовательной дея-тельности но и в игре, в свободной деятельности. После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы.

На данном этапе работы с детьми - Ознакомления детей со структурными частями текстов и введение моделей стояли следующие задачи:

Задачи:

Развивать умение детей выделять характерные особенности повест-вовательного текста.

Развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между частями повествования.

• Закреплять умение составлять рассказ.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать внимание и умение слушать товарищей.

На данном этапе мы знакомим детей со структурными частями текста и вводим модели Л. В. Красильниковой.

Рассмотрим этот процесс на повествовании. На первых НОД мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой.

Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествова-тельного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя мо-дель, составляли рассказы правильные.

Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повсе-дневной деятельности.

Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. - б) Закрепление использования моделей во всех видах деятельности.

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Закреплять представление детей о композиции повествования.

• Закреплять умение использовать модели в составлении повествова-ния.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать культуру общения

В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.

Также эти модели мы используем в занятиях по другим видам деятель-ности. Например:

• в мире искусства и художественной деятельности - при рассматрива-нии картин и образцов искусства;

• в природном мире - при составлении рассказов о жизни животных в природе;

• в социальном мире - при составлении повествовательных рассказов о городе, о праздниках).

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.

В конце этого под этапа дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы – проявлению речевого творчества детей.

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Обобщить представление детей о структуре повествовательного рассказа.

Развивать умение детей составлять рассказ, используя модели.

Развивать операции мышления, речь и воображение детей.

• Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивать.

Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность де-тей.

Дети на занятиях придумывали сказки, рассказы на готовую тему. А на занятии, где дети были писателями – на любую тему. По наблюдениям в составленных рассказах соблюдалась логика. Хотя у детей среднего развития рассказы были менее распространенными.

Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.

Перед праздниками (День учителя и тд.) берем у детей «интервью» с по-желаниями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.

В процессе работы были созданы самодельные книжки, составленные детьми. Такие книжки как «Колобок», «Теремок» и другие создавались индивидуально. Дети рисовали иллюстрации, и сами подписывали их, выделяя части сказки. Такие книжки как «Любимые животные», «Новый год» и другие составлялись коллективно. Каждый ребёнок оформлял по одной странице, потом книжка собиралась воедино.

В утренние часы создаются благоприятные условия для развития связной речи детей. В нашей группе стало традицией в первый день после выходных перед завтраком собираться вместе в круг. Дети рассказывают о проведенных выходных, о своих впечатлениях об увиденном и услышанном. Рассказы записываются. Так же дети рисуют иллюстрации к своим рассказам. С результатами мы знакомим родителей «Говорят дети».

Все рассказы, высказывания детей записываются. Итоги вывешиваются для родителей в уголке «Говорят дети».

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем воз-можность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.

Родители являются участниками в образовательном процессе.

Работу с родителями мы начали с анкетирования. В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.

При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показатель-ных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогиче-ской деятельности в воспитании детей. На первом собрании мы познакомили родителей с результатами обследования речи детей, рассказали о выявленных проблемах и особенностях работы по развитию речи детей в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности детей старшего дошкольного возраста Л. В. Красильниковой. Затем на консультациях рассказывали о моделях и других методах речевого развития детей. Были проведены семинары, где родители делились собственным опытом семейного воспитания. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети готовили книги о любимом домашнем животном, о зимнем отдыхе. Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.

Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития речевой активности ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, педагогом - психологом.

Совместно со специалистами проводилось наблюдение за детьми, педагоги помогали в организации диагностического этапа, оформления стендовой ин-формации для родителей в рубриках «Это интересно», «Обсудите с детьми» и т. п.

Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи детей.

Для анализа нашей работы была проведена промежуточное обследование речи детей по методике О. С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты:

- увеличилось количество детей с высоким уровнем развития речи с 23 % (13 детей) до 64 % (16 детей);

- количество детей хорошего уровня развития речи уменьшилось за счёт перехода детей на более высокий уровень с 36 % (9 детей) до 32 % (8 детей);

- снизилось количество детей со средним уровнем развития речи с 12% (3 детей) до 4 % (1 ребёнок)

На низком уровне осталась Алена П., ребёнок с явными нарушениями функции речи, отстающий в развитии (от специализированного садика родители отказались). Даже у неё заметны положительные изменения: более правильно строит предложения, начинает связывать их в рассказ.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего до-школьного возраста эффективно, потому что:

• повысилась содержательность и связность монологической речи детей.

• повысилась речевая активность детей.

развилось речевое творчество детей.

развились психические процессы детей, особенно мышление.

Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и даль-нейшей взрослой жизни детей.

Перспективы работы следующие:

• Продолжать работу по развитию связной речи.

• Продолжать развивать навыки общения.

• Способствовать воспитанию культуры общения.

• Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей/

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Презентация «Развитие речевой активности у детей на занятиях и в повседневной жизни» Цели и задачи Расширяя словарный запас детей развивать память, воображение, детскую фантазию; прививать интерес к книгам. Формировать и.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» Продолжение. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание о своих родственниках по семейным фотографиям «Наша Армия» Срок : февраль Задачи:.

Развитие речевой активности посредством cказкотерепии. 1. Условия формирования опыта. По данной теме мною была подобрана и изучена литература: 1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности»
Опубликовано: 3 октября 2017 в 10:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД