МААМ-картинки

Опыт работы по развитию мелкой моторики и координации движений руки

Наталья Мошкова
Опыт работы по развитию мелкой моторики и координации движений руки

Автор: воспитатель ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Безенчук Мошкова Наталья Николаевна

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики и координации движений руки» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте я с детьми выполняла простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, и не забывала о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки стала важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Пальчиковые игры — это игры, с которыми познакомился ребенок впервые в жизни. Они развивают не только мелкие мышцы пальчиков, но и логику, мышление и речь. Пальчиковые игры лежат в основе творческого развития ребенка. В возрасте 2—3 лет пальчиковые игры тоже актуальны для вашего ребенка. Если раньше ребенок с трудом мог усидеть на одном месте до конца игры, то теперь пальчиковым играм можно уделять более 10 мин. и даже делать массаж. Но пальчиковые игры должны быть интересными для маленького ребенка. Обязательно сопровождайте игру стихотворением, в котором происходят интересные сказочные действия. В таком случае, ребенок будет сам проявлять инициативу в проведении таких игр.

Описанные в этой главе игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Пальчиковые игры можно придумывать самостоятельно, главное — знать, что развитию мелкой моторики рук способствуют занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором, нанизывание бус, выкладывание из спичек рисунков, букв, колодцев, различные манипуляции с пуговицами, а также рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка, рисование по точкам, пунктирным линиям, массаж рук, ежедневное разминание пальцев (интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца) и многое другое. Приложите немного фантазии и радуйте ребенка новыми играми и занятиями.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока — Ворона». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемыми короткими стихами, благотворно действует на развитие детей.

Учитывая количество детей с тяжёлыми нарушениями речи поступающих в дошкольные учреждения, можно сделать вывод, что это направление работы в настоящее время очень актуально и востребовано.

Я в своей группе компенсирующей направленности, выделила и оборудовала уголок, в котором подобрала материал для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры и пособия, которые соответствуют возрасту детей, находящихся в группе, эстетически красиво оформлены, привлекают своей яркостью и разнообразием.

Использую игры развивающие моторику пальцев рук повсеместно. Включаю в утренние комплексы, как дополнение к артикуляционной гимнастики и дыхательным упражнениям; использую в качестве пятиминуток в процессе образовательной деятельности; применяю как самостоятельные игры в свободное время; использую на прогулках в тёплое время года.

При использовании различной техники, методы и приёмы стимуляции рецепторов, которые находятся на пальчиках и кистях рук, значительно ускоряется процесс коррекции речевых недостатков.

В моей группе оборудован уголок «Ловкие пальчики». Он постоянно совершенствуется и дополняется. Большая часть игр имеет речевое сопровождение, оформленное в виде картотеки, что очень удобно в использовании.

Вот несколько игр, в которые любят играть мои детки.

Игры с массажным мячиком-ёжиком, крупными бигуди, колючими массажёрами – используется как самомассаж пальцев и кистей рук. Применяйте, чередуйте разнообразные приё мы: растирание, прижимание, катание, перекидывание из ладони в ладонь, друг другу.

Упражнения с прищепками – массаж фаланг пальцев рук и увлекательные дидактические игры.

Игры со счётными палочками – параллельно учим и дифференцируем названия цветов и геометрических фигур.

Упражнения с мячиками су-джок – массаж фаланг пальцев рук, обязательно сопровождайте стихотворным текстом. Удобно закреплять обобщающие понятия, играя в игру «Я знаю пять названий…»

Игры с мелкими предметами : пуговицами, бусинками, декоративными камешками. Развивают не только моторику, но и внимание, память, фантазию, творческое мышление. Так же можно закрепить знания цветов, форм, величины. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Игры с крупами и цветным песком – очень увлекательное и полезное занятие. Требует концентрации внимания, усидчивости. Не просто выложить заданную фигуру из фасоли или гороха. А перебрать горох отдельно от фасоли? Но если этому придать дух соревнования, то время пролетит не заметно! Можно усложнить, и перебирать ни пальчиками, а большим пинцетом. Рисование на цветном песке доступно даже самым маленьким детишкам. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей

Игры с резиночками – развиваем моторику, силу пальчиков, закрепляем цвета.

Игры со шнурками – Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая “картина”. Таков, например, “Теремок” – игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Разрезные картинки и паззлы разных фактур и размеров – развивают пальчики, внимание, память, мышление. Можно подбирать к лексической теме и использовать в самостоятельно деятельности детей.

Классические пальчиковые игры без предметов, с речевым сопровождением тоже широко использую в своей практике. В процессе выполнения дети осваивают тонкие, дифференцированные движения, укрепляют мышцы, что способствует развитию речи и подготовке руки к письму.

Это лишь малая доля того, что может быть в уголке по развитию моторики пальцев рук.

Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.

Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.

Изготовила книжку-раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки»Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки» Предлагаю Вам посмотреть занятие, которое можно провести с неговорящими детьми. В этом занятии важна роль развития мелкой руки, ориентировки.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы.План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Полноценное развитие ребенка невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи по всем вопросам образования и воспитания дошкольников.

Развивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возрастаРазвивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возраста 8 июня. День вязания узлов на МААМ Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию мелкой моторики и координации движений руки
Опубликовано: 9 октября 2020 в 20:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД