МААМ-картинки

Использование социо-игровой технологии в практике работы с дошкольниками

Анна Сытник
Использование социо-игровой технологии в практике работы с дошкольниками

Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития. Ребенок все время находится в деятельности, все время познает и изучает.

Для нас важно, чтобы ребенок был счастлив, успешен в этой деятельности. Поэтому необходимо применять в работе технологии, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому здоровью.

Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, представлена Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой технологии (другие варианты - педагогика, стиль, методика, подход).

Публикация «Использование социо-игровой технологии в практике работы с дошкольниками» размещена в разделах

Основная идея технологии - организация собственной деятельности детей, деятельности, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.

Суть метода раскрывается в следующих правилах:

1 правило: используется работа малыми группами.

Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.

2 правило: «Смена лидерства». Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило:социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то глядишь, с десяток наловишь. Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Используя «золотые» правила социо - игровой технологии, дети учатся:

• слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

• у детей развивается речевое взаимодействие;

• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

• дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

• отсутствует чувство страха за ошибку.

Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа:

• на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

определенных правил:

1. Один за всех и все за одного.

2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

4. Когда работаешь, не мешай другим.

5. Справился сам, помоги другу.

6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.

7. Умей попросить и принять помощь.

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников

Задачи взрослого:

- "двигать, видеть, слышать себя";

- "двигать, видеть, слышать других;

- соблюдение принципа снятия со взрослых оценивающей, судейской роли и передача ее детям.

Различия традиционной и социо-игровой педагогики

Традиционные подходы.

1. Взрослый на занятии стремится достичь научного результата.

2. Взрослый в роли "судьи".

3. Оценка взрослого: "хорошо - нехорошо", "правильно - неправильно".

4. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность.

Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не являются предметом целенаправленного воспитания, но оцениваются положительно.

5. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не являются предметом целенаправленного воспитания, но оцениваются положительно.

6. Взрослый в позиции "над", "рядом",. Дети смотрят на него как на главный источник информации.

7. Организация занятия с использованием социо-игровых приемов.

8. Взрослый не выходит за границы намеченного содержания занятия

Социоигровые подходы.

1. Взрослый на занятии воссоздает жизнь.

2. Взрослый в роли "советчика".

3. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

4. Главные положительные качества детей:

• развитие самосознания;

• умение сравнивать свои знания со знаниями других детей.

• оказание друг другу помощи и принятия ее, когда это нужно.

• тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

5. Взрослый занимает позицию "рядом", "вместе".

6. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

7. Организация занятия как "игры" - жизни".

8. Взрослый должен ориентироваться на интересы и потребности детей.

9. Дети в работе ориентируются на себя.

Классификация игр социо-игровой технологии

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. Рассмотрим каждый из них.

1. Игры для рабочего настроя.

Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.

2. Игры-разминки (разрядки).

Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.

3. Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.

4. Игры творческого самоутверждения.

При их выполнении учитывается художественно- исполнительский результат действия. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность каждого ребенка.

5. Игры вольные.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в помещение. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой

Публикации по теме:

«Поможем Федоре». Примерный конспект НОД для старшей группы по теме «Посуда» с использованием социо-игровой технологии Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Посуда» Задачи: Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас,.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик»Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик» Конспект НОД по конструированию в старшей группе использованием социо-игровой технологии. «Кораблик» (оригами) Цели и задачи: Познавательные:.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 16 Задачи: - Продолжать учить детей доверять друг другу; - Развивать умение мыслить логически; - Продолжать развивать восприятие.

Конспект занятия психолога по подготовке детей к школе с применением социо-игровой стилистики Занятие 19 Задачи: - Продолжать учить детей оперировать информацией с помощью образа, символа при выполнении заданий; - Развивать умение.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование социо-игровой технологии в практике работы с дошкольниками
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 00:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД