МААМ-картинки

Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет

Татьяна Ломакина
Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет

Песочная терапия

Введение

Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием как изолированно, так и интегративно. Соприкосновение с песком активизирует сенсорные возможности детей, оказывает влияние на развитие мелкой моторики. Неоценима роль песочной терапии в эмоциональном развитии ребенка : детям нравится играть с песком, перебирать его руками, лепить из песка. Вовлекаясь в процесс совместной игры с песком, дети начинают общаться. Таким образом, в ненавязчивой форме, развивается речь. Замкнутые, плохо говорящие дети лучше всего раскрываются к общению через свободную игру и манипулятивную деятельность. Песочная терапия сочетает в себе и то, и другое.

Публикация «Из опыта работы, Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет» размещена в разделах

В объединении дополнительного образования «Ручеёк», руководителем которого я являюсь, проводятся занятия по развитию речи детей средствами разных видов арт терапии. Часть занятий в программе отведено занятиям, связанным с песочной терапией. Мы интегрируем между собой разные виды арт терапии. В наших занятиях песочная терапия интегрируется с игротерапией, изотерапией, имаготерапией и классической методикой развития речи детей дошкольного возраста. Каждый месяц мы проводим 1-2 таких занятия. В данной статье будут представлены некоторые их них.

Цель: развитие речи и моторики детей 3-5 лет средствами песочной терапии.

План занятий

1. Знакомство с песком

2. Желтая страница

3. Путешествие в пустыню

4. Оазис

5. Замок из песка

6. Цветной песок

7. Путешествие к морю

8. В гостях у солнышка

9. На поиски клада

10. Играем с песком

11. Космический песок

12. Опыты в песочнице

Занятие 1.

«Знакомство с песком»

Цель: развитие сенсорного восприятия, снятие эмоционального напряжения,

Оборудование :кинетический песок и ёмкости

Данное и последующие занятия начинаются с повторения правил работы с песком :

Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,

Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!

(Ритуал приветствия с песком).

Повторяем правила игры с песком:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

Далее педагог предлагает детям поиграть с песком и ответить на вопросы «Какой песок (тёплый, сыпучий, мягкий, «Как можно играть с песком) (пересыпать, перекапывать, «Что можно слепить или построить из песка) (Горку, замок, пирог, ров, ямку). Деи играют с песком по замыслу, а педагог активизирует их речь с помощью вопросов.

Занятие 2.

«Желтая страница»

Основной целью данного занятия является знакомство с желтым цветом, умение выделять данный цвет из ряда цветов и называть предметы желтого цвета. На занятии используется желтый кинетический песок для самостоятельной лепки и игры.

Педагог сопровождает игры детей стихотворением :

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Занятие 3.

«Путешествие в пустыню»

Целью данного занятия является знакомство детей с обитателями пустыни в игровой форме. Используются фигурки верблюдов, игрушечные и настоящие кактусы.

Необходимо добиваться произношения детьми названий всех обитателей пустыни: верблюд, кактус.

Занятие 4.

«Оазис»

Цель: развитие речи детей в игровой деятельности.

Детям предлагается создать в песочнице оазис из фигурок растений. Детей знакомят с новым словом «оазис» и объясняют значение данного слова – место в пустыни, где есть вода, а значит – и растения

Занятие 5.

«Замок из песка»

Цель: развитие мышление и речи детей, моторных функций руки, восприятия целостного объекта.

Оборудование: листы с нарисованным контуром замка, жидкий клей, кисточки для клея, сухой песок.

В занятии используются загадки

Из кирпичиков дворец.

Во дворце том кто жилец?

Для принцесс и их служанок

Строят дом с названием…

(Замок)

3Вот старинный дом огромный:

Стены, башни, ров прорыт.

Переставишь ударенье —

И на двери он висит.

Детям предлагается выполнить аппликацию из песка «Замок»

Занятие 6.

«Цветной песок»

Данное занятие представляет собой синтез песочной терапии с игротерапией и изотерапией. На занятии дети играют с разноцветным кинетическим песком, придумывают свои сюжеты. Задача педагога – разговорить детей, побудить их делиться своими идеями с помощью речи. Затрудняющимся детям педагог предлагает контурные картинки для заполнения песком и составления рассказа.

Занятие 7.

«Путешествие к морю»

На данном занятии дети играют с цветным кинетическим песком желтого и синего цвета, отдаляя море и сушу. Закрепляются сенсорные эталоны, развивается игровая деятельность

Занятие 8.

«В гостях у солнышка»

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

На данном заняти детям предлагается поиграть с солнечными зайчиками и спрятать их в песок, игру с персонажами, которые прячутся от солнышка в песок, рисование на песке солнышка с лучиками с помощью пальчиков или палочки

Занятие 9.

«На поиски клада»

На этом игровом занятии дети знакомятся с пиратами и их сокровищами.

Упражняются в поиске сокровищ сами

Ищут в кинетическом песке ракушки, декоративные камушки, старинные свитки.

Занятие 10.

«Играем с песком»

Данное занятие посвящено обучению рассказыванию по картине Е. Батуриной «Играем с песком»

Цель: формирование предпосылок становления связной монологической речи.

Первая часть занятия посвящена рассказыванию по картине в соответствии с методикой развития речи в детском саду. Вторая часть посвящена свободной игре с кинетическим песком и формочками. В середине занятия проводится физминутка, хорошо знакомая детям.

Занятие 11.

«Космический песок»

Педагог предлагает игровую ситуацию «Мы отправились на незнакомую планету и нашли на ней песок». Задача педагога – поощрять творческие проявления детских идей.

Заключение.

На протяжении всего времени применения песочной терапии на занятиях по развитию речи отмечалась положительная динамика речевого, коммуникативного и эмоционального развития детей. Дети стали более раскованны, многие научились правильно обращаться с вопросами к взрослым и сверстникам, лучше и отчётливее произносить слова и строить предложения. Таким образом было доказано положительное влияние на речевое развитие детей применение песочной терапии на занятиях по развитию речи.

Приложение 1.

Оборудование, необходимое для занятий :

1. Сухой речной песок

2. Влажный кинетический песок

3. Цветной песок (можно использовать манную крупу с пищеым красителем)

4. Ёмкости для песка

5. Формочки и трафареты

6. Мелкие пластиковые игрушки

7. Иллюстрации по темам занятий

8. Картина Е. Батуриной «Играем с песком»

Публикации по теме:

Использование акватерапии и песочной терапии для развития детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду Адаптационный период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие.

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Использование песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста Использование песочной терапии в развитии детей старшего возраста. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К. Д. Ушинский Ни для.

Использование элементов песочной терапии в детском саду Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний.

Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста»Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста» Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные.

Роль песочной терапии в развитии речи детей Речь-это одна из важнейших функций психики. И от того, насколько она развита, зависит, может ли человек свободно излагать свои мысли, полноценно.

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет
Опубликовано: 14 марта 2019 в 12:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД