Лучший педагог года

Из опыта работы «Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ольга Мантурова
Из опыта работы «Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»

КГБУСО «Артемовский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Статья из опыта работы

Развития мелкой моторики рук у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: воспитатель

Мантурова О. И.

Публикация «Из опыта работы „Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л. З. Арутюнян (Андронова, 1993; Р. Д. Бабенкова, 1963; Л. И. Белякова, М. М. Кольцова, 1972, 1979; И. Ю. Левченко, 2001; В. И. Лубовский, 1955; Е. М. Мастюкова,1992. Е. И. Есенина, Л. В.).

Отсюда возникла проблема: как оптимизировать процесс развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая и обусловила предмет моего творческого отчета, а именно: «Система мероприятий по развитию мелко – моторных навыков у детей с ограниченными возможностями».

В последнее время, к сожалению, число детей с нарушениями ЦНС, становится больше. Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.

Работа по формированию и развитию мелко-моторных навыков велась мною по 3 направлениям:

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Цель: формирование и развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в воспитательно-образовательный процесс «Системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями».

Решению поставленной цели способствовал комплекс коррекционных задач:

выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

формировать умения правильно держать карандаш, кисть, ручку, действовать ими, используя игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

использовать самомассаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность, и сократительную способность мышц, расслабляет;

формировать зрительно-моторную координацию;

формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми понятиями;

развивать психические процессы (мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, сосредоточенность);

развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Работу, в своей группе по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, я начала с планирования этапов ее проведения:

составление перспективного планирования игр и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего и старшего возраста;

выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;

разработка цикла игр и упражнений на выкладывание: «Волшебные палочки», «Цветные ниточки», «Веселые крупинки»;

подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;

систематизировала сборник пальчиковых игр по лексическим темам;

организация предметно – развивающей среды.

Из опыта работы с детьми в данном направлении могу смело утверждать, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта, поэтому для достижения желаемого результата в развитии мелкой моторики у моих воспитанников, работа велась регулярно с использованием разнообразных форм обучения:

специально организованное обучение,

совместная деятельность с детьми,

свободная, самостоятельная деятельность детей.

В своей практике использовала режимные моменты для развития мелкой моторики рук, а именно:

ежедневная 3х разовая пальчиковая гимнастика с использование красочного, эстетически оформленного материала;

до и после выполнения упражнений с целью снятия напряженности мышц кистей и пальцев рук и для развития их подвижности, гибкости – самомассаж с специально подобранными предметами (мячами, орехами, прищепками и т. д.)

дыхательная гимнастика с движениями пальцев и кисти;

так же во время приема пищи обращаю внимание детей на умение правильно пользоваться столовыми приборами;

во время прогулки, по мере возможности (в силу диагноза, выполняла с детьми действия по самообслуживанию застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, что особенно трудно дается детям с ограниченными возможностями. Очень нравились детям игры с водой, песком «Построй такой же», «Нарисуй палочкой», снегом «Составь узор», печатание плоскими фигурами – формочками изображения на снегу, игры на выкладывание из палочек, камешков, листиков такие как «Выложи сам», «Выложи узор» и т. д.

В совместной деятельности с детьми проводила пальчиковые игры, которые нравились детям и способствовали развитию речи, творческой деятельности, вырабатывали ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику рук. Дети изображали из пальцев предметы, птиц, животных, выполняли фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении упражнений я обращала внимание на то, чтобы дети вовлекали все пальчики, выполняли упражнения как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Работа по совмещению мелкомоторных функций с речевыми выполнялись мною в определенной последовательности. Вначале произношу стихотворение, скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца. В процессе работы над текстом меняю темп, интонацию, громкость. Такая поэтапность в работе помогает развитию мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мимики ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм и подготовить руку к письму, учит общению.

Все пальчиковые игры мною были систематизированы в зависимости от лексических тем предложенных учителем дефектологом, что отражает меня как воспитателя коррекционной группы.

В педагогической литературе много говорится о значении игры, как основного вида деятельности детей. В игре легче формировать и развивать мелко-моторные навыки. В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры, театрализованные, «театр в руке», развлечения, самостоятельные игры, которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, речь, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение. Данные игры мною применяются как в совместной деятельности, так и во время занятий продуктивными видами деятельности.

Кроме того занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, различным видам ручного труда (по мере возможности ребенка) сами по себе эффективно используются для подготовки руки к письму, так как они способствуют развитию мелкой моторики.

В своей работе большое значение для «постановки рук» уделяла развитию графической моторики, где особое место занимала штриховка, обведение по трафарету, шаблону фигур, предметов. При выполнении штриховки ставила следующие задачи:

подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линий);

В упражнениях по штриховке дети принимали условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимали на карандаш, рука напрягалась либо наоборот линия едва заметна, но после освоения техники штриховки, напряжение мускулов пальцев рук снижалось.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка – не кулак, а ласка». Работу по подготовке руки к письму начинала в старшей группе, используя пособия «От линии к букве», «Готовим руку к письму». При работе в которых, ребенок учился проводить прямые вертикальные, горизонтальные, изогнутые линии в разных направлениях, у него вырабатывалось умение сосредотачиваться. Все работы проводила в игровой форме, это вызывало у детей интерес и не приводило к переутомлению.

Активное участие детей в развлечениях, музыкальных досугах, театрализованных представлениях не только обогатили детей новыми впечатлениями и дали возможность повысить их эмоциональное состояние, поднять жизненный тонус, но и позволили успешно реализовать коррекционные задачи по развитию мелкой моторике. Очень весело прошли такие развлечения как : «Праздник детства», «Веселое настроение», «В гостях у скоморохов»

Добиться положительных результатов было бы невозможно без создания развивающей среды. Это наличие центра по развитию мелкой моторики с учетом возрастных особенностей детей, включающего в себя оборудование и материалы, которые адаптированы и доступны для детей с ОВЗ.

Для успешной реализации поставленных задач по развитию мелкой моторики, мною созданы специальные условия, к которым относится следующее:

эмоционально-положительная среда, обеспечивающая ребенку условия комфортности и благополучия;

поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы :

принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т. д. ;

принцип развернутости освоения навыков;

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их физических и индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В своей работе с особыми детьми придерживаюсь определенных требований, без которых невозможно обеспечить полноценное развитие и психоэмоциональное благополучие детей. Эти требования таковы:

использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, обязательное ежедневное проведение пальчиковой гимнастики 3 раза в день, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми;

сведение числа организованных занятий до минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В своей работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;

учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

работу провожу регулярно, систематически;

соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используемая в моей работе система мероприятия по развитию мелкой моторики, при целенаправленном ее применении способствовала развитию речи, координации, силы, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешную работу по подготовке детей к обучению в школе.

По данным представленным завучами школ города отмечается положительный уровень адаптации, сформированы основные компоненты готовности к школьному обучению.

У выпускников группы отмечена положительная динамика речевого развития, познавательных процессов и продуктивных видов деятельности.

Полученный опыт в рамках занятий и совместной деятельности позволяет детям использовать его в жизни группы, детского сада, города. Неоднократно дети использовали свой опыт перед детьми, родителями детского сада, воспитателями, такие как «Веселое настроение», «Праздник детства», «Папа, мама, я – спортивная семья», «В гостях у скоморохов» и др.

Ребята принимают активное участие в конкурсах, выставках различного уровня, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы, полученные детьми. Разработанные критерии и показатели психолого-педагогического диагностирования детей дают возможность грамотно осуществлять анализ, выявлять проблемы, производить корректировки, проектировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Значимым направлением по развитию мелкой моторики у детей с проблемами здоровья является тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей.

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию и развитию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с детьми. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком и имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. На основе проведенного мною анкетирования родителей было выявлено, что 40% родителей не знают, что такое мелкая моторика, а 50% частично предполагают, что это такое и для чего необходимо ее развивать.

Прежде всего, необходимо создать атмосферу доверия и взаимопонимания в общении с родителями, воспитывающими детей – инвалидов.

Работа с родителями ведется с учетом таких принципов:

соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Поэтому мной был разработан план мероприятий позволяющий, сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, который включал в себя как традиционные, так инее традиционные формы работы :

традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции);

нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков, семейных фотографий).

Данная работа реализовывалась с помощью практических, словесных и наглядных методов

Практические Словесные Наглядные

1. Семинарское занятие «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ».

2. День открытых дверей: «День игр и забав»

3. Посещение семей.

4. Наблюдение за ребенком в играх.

1. Беседы.

2. Консультации: «Наши пальчики играют», «Развиваем мелкую моторику рук у детей в игре», «Фольклорные пальчиковые игры» и др.

3. Родительские собрания.

4. Круглый стол «По дороге в школу».

5. Вечер вопросов и ответов «Как с пользой провести выходной день»

1. Организация совместных с детьми выставок «Золотые ручки», «Мой любимый воспитатель», «Зимушка-зима», «Как я отдыхал летом»

Выставки, обзоры литературы по развитию мелкой моторики.

2. Накопление фотоматериалов.

3. Информационно-агитационные стенды, папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика», «Театр в жизни детей», «Пальчики рассказывают сказки»

4. Выпуск журнала для детей и родителей «Диагноз - не приговор», «Пальцы помогают говорить».

5. Личный пример педагога.

На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Безусловно, огромный интерес вызывали просмотр театра с действиями с использованием пальчиковых упражнений: «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок» и др. Если сначала родители выступали в роли пассивных зрителей, то со временем, они стали активными участниками. Родители помогали в разучивании стихотворений, потешек, упражнений.

Пользовались интересом со стороны родителей и тематические выставки («Зимушка - зима», «Мой любимый воспитатель», фотовыставки «Как я отдыхал летом» и др., в которых родители совместно с детьми принимали активное участие, папки-передвижки, журналы для родителей и детей «Диагноз - не приговор», «Пальцы помогают говорить» и д. р

Таким образом в результате планомерной, продуманной, продуктивной работы, повысилась ответственность родителей за развитие мелкой моторики детей, воспитание детей в семье; постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом в проведении семейных досугов; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в решении проблем по развитию мелкой моторики, речи детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости. Родители открыли в своих детях новые грани, они перестали видеть в них беспомощных инвалидов, о чем свидетельствует 100 % показатель вовлечения родителей в совместные мероприятия

Таким образом, внедрение в воспитательно-образовательный процесс «Системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями» позволят достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.

С целью выявления динамики в развитии детей, в результате внедрения, системы были разработаны критерии и методы педагогической диагностики целью, которой является выявление уровня развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями, проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжения мышц.

Считаю, что разработанная мною система будет актуальна и востребована до тех пор, пока учреждение оказывает образовательные и оздоровительные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, как перспективу, я планирую ряд мероприятий в рамках основных направлений в работе. А именно:

Работа с детьми.

1. Разработка рабочей тетради для детей по развитию мелкой моторики, которая в комплексе решала бы задачи: развитие зрительно-моторной, мелкой моторики

2. Организовать кружок декоративно- прикладного творчества «Радуга»

3. Увеличение количества детей участвующих конкурсах, фестивалях разного уровня.

Работа с родителями.

1. Консультативно – просветительная работа по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Привлечь большое количество родителей к развитию мелкой моторики и самообслуживанию детей.

3. Выпуск познавательного семейного журнала «Пальчиковый игротренинг».

4. Организация совместной досуговой деятельности.

С педагогами.

1. Выпуск методического пособия «Пальчиковый тренинг».

2. Трансляция опыта по внедрению личностно-ориентированной технологии «Система мероприятий по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями» в средствах массовой информации.

Целью своей дальнейшей работы я вижу усовершенствование системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков посредством включения детей с ограниченными возможностями здоровья в кружковую работу.

Делая выводы, можно отметить, что правильно и вовремя организованная работа по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует эффективному развитию и совершенствованию тонко-моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений пальцев рук. Стимулирует развитие ЦНС, психических процессов, речи.

Список используемой литературы:

1. Баченина О. В. ,Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей. - М. :АРКТИ, 2006.-88с.

2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М. : Издательство «Гном и Д», 2003.-120с.

3. Большакова Е. С. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с. - (Логопед в ДОУ)

4. Борисенко М. Г., Лунина Н. А. Наши пальчики играют. – СПб. ; «Паритет», 2002.

5. Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., топаркова И. Г., Щербинина С. В. Художника Г. В. Соколов, В. И. Куров – Ярославль: «Академия развития, 1997. -192с., ил. - ( Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

6. Развивающие игрушки своими руками. (Текст) И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. Унив. издательство, 2008.-240с.

7. «150 развивающих игр» Умные пальчики/Составитель В. Г. Дмитриева, - М. :АСТ; СПб. : Сова, 2008-98с.

8. Игры с пальчиками. – М. : Учредитель – издательский дом «Карапуз» - 1998.

9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.-ил. - Серия «Готовимся к школе»).

10. Светлова Л. И. Готовим руку к письму /Ил. Н. Воробьевой. – М. : Издательство Эксмо, 2004.-96с.

11. Светлова Л. И. Развиваем мелкую моторику координацию движений рук /Художник Е. Смирнов. - М. :Эксмо,2007.-72с.

12. Синицина Е. И. Умные пальчики. Серия «Через игру к совершенству».-М. : Лист, 1999.

13. Соколова С. В. Развиваем внимание и мелкую моторику. Оригами. Дом для куклы. Для детей 5-6 лет. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2003.-48с.

14. Султанова И. Мелкая моторика /Веселые уроки. - М. : Издательство «Хатбер-пресс», 2007.

15. Новиковская О. А. Ум ребенка на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. / О. А. Новиковская – М. ; АСТ; СПб. : Сова, 2006.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 15:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД