Приложение МААМ

Консультация «Культура речи педагога»

Ирина Моисеева
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая культура человека

– показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, педагогов, ведущих различного рода передач на телевидении и радио, для дикторов, лекторов, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах

Особенно важна культура речи для педагогов и родителей, так как их речь является образцом для речи детей. Дети запоминают и воспроизводят речь как норму произношения: если неправильно употребляет слово мама, папа или педагог, то и ребёнок будет произносить его точно так же.

Поэтому я хотела бы обратить Ваше внимание на те речевые ошибки в употреблении слов, которые встречаются наиболее часто, в том числе и в речи педагогов.

1. Употребление ударений в словах

Начнём с общераспространённых ошибок в употреблении ударений в слове.

Все мы знаем, что ударение может иметь смыслоразличительное значение: кружки – кружки, замок – замок и т. д. Но есть много слов, где ударение не играет такой роли, а слово из-за смещения ударения произносится неправильно:

1) в слове «досуг» ударение падает на гласный У, неправильно говорить «досуг». Это слово не употребляется также во множественном числе: выражение «организация досугов» неверно, правильно говорить «организация досуга» (досуг – это свободное время человека, и «организация досугов» звучит как организация свободных времён, а это неправильное выражение);

2) слово «торт» во множественном числе употребляется как «торты», но не «торты»;

3) слово «средство» во множественном числе звучит как «средства», а не «средства»;

4) в слове «свёкла» ударение падает на первый гласный, «свекла» – это неверное употребление слова.

Можно возразить, что это не столь суть важно, но у каждого предмета, явления есть своё название, в том числе и своё ударение. Мы не зовём Катю Катя, Татьяну – Татьяна, телевизор – телевизор и т. д.

5) особый случай – это слово «звонить». Очень часто можно услышать «ты позвонишь», «мы созвонимся». Это неправильное произношение. Ударение падает только на гласный И: «позвонишь, созвонимся». Ведь мы не говорим: «Мы звонили» или «Ты звонил», «Я звоню».

Вспоминается такой случай: как-то на родительском собрании я говорила о необходимости правильного употребления слов. Одна родительница рассказала, как их учительница по русскому языку и литературе научила правильно употреблять это слово. Она сказала детям, что, как только они слышат в слове «звонить» или в его производных созвучие «вонь» – значит, это неверное произношение слова. Вот так на ассоциативном уровне дети научились говорить верно.

6) А вот в слове «творог» ударение может падать и на первый гласный, и на второй: творог - творог – оба слова будут в произношении верны, так же как и слова: иначе – иначе, обух – обух.

2. Следующая группа ошибок – употребление множественного числа имён существительных в родительном падеже.

1) Правильно говорить «носков», но «чулок» (ни в коем случае: «много носок и много чулков»);

2) правильно говорить «много апельсинов», «много помидоров». Предложения «Взвесьте мне помидор» можно понять как просьбу взвесить один помидор;

3) А вот слово «1 грамм» во множественном числе может употребляться и как «много граммов», и как «много грамм» (см. Словарь Ожегова С. И. и Шведовой И. Ю. М. 1997г.).

3. Ошибки при употреблении глаголов.

Ещё хочу остановиться на ошибках при употреблении глаголов:

1) с частицей «ся». Это частица обозначает действие, направленное на себя, по отношению к самому себе: «расчёсываюсь» – расчёсываю самого себя, «умываюсь» – умываю себя, «собираемся» – собираем себя и т. д.

Очень распространённая ошибка говорить «играемся», «играюсь», «играйся». Это значит – «играем себя», то есть берём себя как марионетку и играем.

Это абсурдное употребление слова.

2) Особым случаем являются слова «одевать», «одеваться», «надевать».

Если мы одеваем кого-то, то правильно говорить «одеваем». Например, мама одевает дочку.

Если на себя что-то – то «надеваем»: «Я надеваю свитер, платье и т. д.». Неправильно говорить: «Я одеваю шубу, платье и т. д.».

Слово «одеваюсь» с возвратной частицей –СЯ выражает смысл «одеваю себя»: «одеваюсь в таком-то магазине» или «одеваюсь у такого-то кутюрье».

Выражение «одевайся на прогулку» означает «одевай себя на прогулку»

4) Употребление глаголов с приставками и без них.

Нет ни слова «ложить», ни слова «ложить». Этот глагол употребляется только с приставками: положить, уложить, приложить, сложить и т. д.

А глагол «класть» не употребляется с приставками. Нельзя говорить «покласть», «прикласть» – только «класть». Например, «я кладу», но «я прикладываю, складываю и т. д.».

Нельзя говорить «я ложила» или «я ложу», правильно говорить «я клала (клал)» или «я кладу».

Это два взаимозаменяемых глагола: класть и положить, сложить

4. И еще одна группа ошибок – неправильное склонение слова в роде.

Это очень часто имеет место со словами иностранного происхождения. Например, тюль, шампунь – это слова мужского рода. Тюль – он мой, и шампунь – он мой.

Неправильно говорить «мою волосы шампунью», «автомобильная шампунь». Правильно: «мою волосы шампунем», «автомобильный шампунь», «мне понравился этот шампунь».

Неправильно говорить «новая тюль». Правильно звучит так: «На окне новый тюль».

Такие случаи употребления слов необходимо запоминать. Занимаются нормами произношения слов такие науки, как культурология речи (наука о культуре речи) и орфоэпия – правила литературного произношения слов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва, 1997г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи педагога»
Опубликовано: 25 августа 2022 в 16:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура речи педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Моисеева (УИ 196583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД