Статья: «Малыш и экология»

Галина Голикова
Статья: «Малыш и экология»

Мир природы! Это и чарующий взор краски,

это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий

в нас новые силы. Это и несметные богатства

которые людям надлежит беречь и преумножать…

Валова З. Г.

Моисенко Ю. Е.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края. Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии, если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Публикации по теме:

Стихотворение «Экология» Что такое, экология? Мир букашек,черепашек, Чебурашек,таракашек? Ну что такое,экология? Мир зверюшек-погремушек, Мир цветочков-лепесточков.

Стихотворение «Экология души» Про заботу о планете Знают взрослые и дети: Есть от маленького принца Очень правильный совет, Как нам в 21 веке Оставаться человеком- В.

Занятие «Экология и дошкольник» Трудно представить себе воспитание детей без природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель.

Бумага. Экология и Математика БУМАГА И ЭКОЛОГИЯ 42% ныне заготавливаемой древесины расходуется на производство бумаги; Выбросы парниковых газов, связанные с производством.

Экология. Фотоотчет «Птичья столовая»Экология. Фотоотчет «Птичья столовая» Бережное и заботливое отношение к пернатым друзьям необходимо прививать детям с дошкольного возраста. Акция "Птичья столовая" стала доброй.

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи» МДОУ детский сад №7 компенсирующего вида города Галича Костромской области ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ. Русскому литературоведу К. Л.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» 2017 год в России объявлен годом экологии. Вот и я решила в своей группе следовать в ногу со временем и восполнить пробел знаний своих.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Лэпбук "Экология" разработан для детей подготовительной группы. Привязан к экологическому проекту, продолжая тему и более детально знакомя.

Конспект занятия «Экология и дети» Экология и дети. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Экология в детском саду Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда….

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья: «Малыш и экология»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 15:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

«Наряд для матрешки». Настольно-дидактическая игра
Эта игра рассчитана для детей дошкольного возраста. Игра проводится с небольшой группой детей, для закрепления пройденного материала. Цель:...
Детский мастер-класс по аппликации солью «Снежинка — символ Калуги новогодней»
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам, творческим людям, родителям. Назначение: для подарка, украшения интерьера, для оформления ПРС...
Фотоотчет «Путешествие в страну Музыки»
Сегодня прошло квест- занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну музыки". Ребятам пришло письмо от Феи Музыки, в котором она просила помочь...