Получи документы

Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4–5 лет

юля инсафова
Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4–5 лет

Статья на тему: «Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4-5 лет»

Тема моей статьи звучит как: «Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4-5 лет».

Публикация «Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4–5 лет» размещена в разделах

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую лишает детей живого общения с взрослыми, мы в серьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники? Вряд – ли получится оградить наших детей от влияния улицы и информационных средств, поэтому остается единственная возможность – это правильное воспитание и формирование нравственных коммуникативных качеств личности с самого раннего детства.

Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как защитить наших детей от всего лишнего, иногда очень вредного? Одним из способов решения этой проблемы является фольклор - источник живительной народной мудрости, к которому должен прикоснуться каждый ребенок в раннем детстве. На основе Федеральных Государственных требований была разработана программа «От рождения до школы» в которой большое значение уделяется воспитанию у ребенка «…гуманного отношения к окружающему миру, народной культуре, семье, родному краю», а также приобщению к народной педагогике». Народная педагогика подразумевает воспитание нового поколения на традициях его народа, а также ознакомление детей с устным народным творчеством.

Фольклор - коллективное творчество народа, имеет свой древний опыт и знания. Актуальность проблемы нашего исследования состоит в том, что, общепризнанно, как в народной, так и в современной педагогике, что детский фольклор является верным, эффективным средством познания жизни и нравственно – эстетического воспитания детей. Но в практике образования воспитательный потенциал детского фольклора, его методическая разработанность и применение в деятельности преподавателей народной культуры является явно недостаточным.

Именно народное устное творчество связывает поколения родителей и детей неуловимой, но крепкой нитью национального менталитета. Колыбельные песни, пестушки и потешки несут в себе энергетику любви, доброты, ласки, заботы. С самого рождения они закладывают в нового человечка способность любить, сопереживать, проявлять чуткость и внимание к ближнему. Именно эти нравственные качества мы и хотим видеть в наших детях. В былинах и сказках ярко обозначены: ложь и правда, честность и льстивость, верность и предательство. Поэтому сказки служат первым нравственным ориентиром для зарождающейся личности ребенка. Одной из важнейших задач современной педагогики, является нравственное и духовное возрождение. Это возможно, только заново осваивая культурный опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.

Целью данной работы является использование народного фольклора в социально - коммуникативном развитии детей 4-5лет.

Коммуникация – общение с окружающими людьми.

Навык – умение, доведенное до автоматизма.

Ознакомление – передача знаний.

Устное народное творчество – знание, мудрость, искусство в слове.

Причем чтобы максимально достичь воспитательного и обучающего коммуникативным навыкам эффекта, необходимо чтобы устное народное творчество было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.

Итак, трехлетний ребенок достигает определенной степени социальной компетентности : он заинтересован в других людях, стремится общаться со взрослыми и сверстниками. Малыши 3-4 лет готовы поделиться игрушками, помогать, утешать. Эмоциональная связь детей и взрослых проходит, четком выражении своих чувств - счастье, печаль, страх, удивление, любовь и так далее. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Для того, чтобы установить контакт с другими людьми, чтобы использовать вербальный и невербальный (глаз, мимики, жестами, мимикой и позу действий) методом. Дети 3-4 лет осознают свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).

Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться, включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т. п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3-х летнего возраста характерна игра рядом.

В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Мой опыт работы воспитателем первой категории в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 102» позволил мне на практике изучить проблемы социально - коммуникативного развития детей 4-5 лет.

Социально-коммуникативное развитие по средствам фольклора это : знакомство с потешками, песнями, пословицами, поговорками, играми и другими малыми жанрами фольклора, которые имеют большое значение для воспитания у дошкольника дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Знакомство с фольклором осуществляла по двум направлениям: использование фольклора на занятиях и в свободной совместной деятельности, на методическом объединении педагогов.

Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится.

Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:

Этот пальчик-дедка,

Этот пальчик-бабка,

Этот пальчик-папенька,

Этот пальчик-маменька,

А вот этот - наш малыш

Зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

Важно учитывать то, что словарный запас детей этого возраста еще мал, ярко воспринимать реальный мир, так потешки должны соответствовать уровню ребенка развития.

Беру Катю за руки, приговариваю: «Ладушки-ладошки» «Сорока-сорока». Вижу, что это нравится девочке. И не ошибаюсь в своем предположении.

Дети младшей группы, как правило, не любят мыть руки, есть, раздеваться, готовясь к постели, я решила прибегнуть в данном случае к потешкам.

Так, во время умывания говорю:

- Ай, лады, лады,

не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

А сонным детям подготовила другую потешку. Помогая им умываться, произношу:

- Водичка, водичка

- Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желания кушать, я произношу:

- Травка-муравка со сна поднялась,

- Птица - синица за зерно взялась,

- Зайка - за капустку,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко

Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня.

Чтобы дети лучше запоминали фольклорный материал, старались применять их во всех режимных моментах, на занятиях. Эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации. Рассматривали иллюстрации и повторяли знакомые. Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к фольклору в совместных народных играх с детьми.

Низкая детская фольклорная культура обусловлена следующими причинами:

1. В семейном кругу не уделяют должного внимания методам народной педагогики.

2. Слабый уровень речевого развития.

3. Слабо развитые когнитивные функции.

4. Вновь поступившие дети с периодом адаптации.

5. Слабо развитая волевая сфера. Не умение долго концентрировать внимание на предмете разговора.

На основе сделанных выводов, мной разработаны рекомендации по обучению коммуникативным навыкам, через ознакомление с устным народным творчеством.

1. Использовать больше игровых приемов по обучению коммуникативным навыкам на занятии.

2. Организовывать ситуации коммуникативного общения во время свободных игр.

3. Создавать условия для доброжелательного и свободного общения во время всех режимных моментов.

4. Знакомить родителей с методами обучения коммуникативным навыкам детей.

В результате проделанной работы:

Повысился интерес детей к устному народному творчеству.

Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, колыбельные в разных видах деятельности.

Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.

Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.

Проза, поэзия, фольклор - насыщенны образами и персонажами, несущими добро и зло. Яркость и контраст литературных героев пробуждает интерес ребенка, его стремление установить истину. На этом стремлении легко прививать адекватные нравственные оценки.

Через образы понятных и доступных сказок, стихов, потешек, поговорок и пословиц, дети учатся раскрывать содержание таких нравственных категорий, как справедливость, долг, честь, трудолюбие.

В легендах, песнях и пословицах всех народов во все времена славилась добродетель, высмеивался и осуждался порок.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в социально-коммуникативном развитии и самостоятельно - речевой деятельности. Коммуникативные навыки личности закладывается в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни. Процессу формирования коммуникативных качеств в коллективе помогают комплексные и интегрированные подходы обучения.

Устное народное творчество является средством коммуникативного развития дошкольников.

Список использованной литературы

1. Волкорезова Н. А. Русский детский фольклор в приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа//Информ-образование. 2016. - № 1 (1). - С. 52-55.

2. Галянт И. Г. Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 8. - С. 32-36.

3. Курячая Е. А., Аникиенко С. В. Детские народные песни и народные песни для детей в фольклоре : общее и специфическое//Культурная жизнь Юга России. -2017. -№ 4 (67). -С. 85-88.

4. Спицына Е. И. Детский фольклор : трансформация традиции//Культура и цивилизация. - 2016. - № 2. - С. 232-241.

5. Шведова Т. К. Детский фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников//Вопросы педагогики. - 2017. - № 12. - С. 85-86.

6. Хожайнова Е. И., Овод С. Ф., Гребенникова В. Д., Божкова Л. Н., Захарова О. Д. Детский фольклор – особый вид русского народного творчества/ В сборнике: Инновации в науке: пути развития Материалы IX Международной научно-практической конференции. Главный редактор М. П. Нечаев. 2018. С. 175-178.

Публикации по теме:

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников» Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народного фольклора в социально-коммуникативном развитии детей 4–5 лет
Опубликовано: 10 марта 2020 в 18:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД