Гавлюк Екатерина
Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376
Особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Гавлюк Екатерина Александровна
Аннотация
В данной статье, на основе анализа теоретических источников, рассматриваются особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Определены причины нарушения письма у детей с нарушением речи.
Публикация «Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: нарушение речи, старший дошкольный возраст, графомоторные навыки, нарушение письма.
Features of graphomotor skills in children of senior preschool age with speech impairment
Abstract
In this article, based on the analysis of theoretical sources, the features of graphomotor skills in older preschoolers with speech disorders are considered. The causes of writing disorders in children with speech disorders are determined. Keywords : speech disorder, senior preschool age, graphomotor skills, writing disorder.
Одним из сложных этапов воспитания и обучения детей с нарушением речи является обучение письму. Это связано с тем, что графомоторные навыки дошкольников с речевыми нарушениями отличаются недоразвитием сложных произвольных форм зрительно-моторной координации, особенностями развития мелкой моторики, нарушением ориентировки на листе бумаги.
Особое внимание данному вопросу уделяли Т. А. Алтухова, М. М. Безруких, Т. Н. Гирилюк, Г. Н. Градова, И. В. Старкова, Д. В. Солдатов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.
Специалисты отмечают, что в период подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению в школе, одной из главных задач является развитие их графомоторных навыков.
С точки зрения Т. Б. Филичевой и Г. Ф. Чиркиной, старшим дошкольникам с речевыми нарушениями характерно отставание в развитии двигательной сферы, которая выражается в снижении ловкости и скорости выполнения движений, в неуверенности в выполнении дозированных движений, в плохой координации как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук [7].
Как пишет Е. В. Лукасевич, старшим дошкольникам с речевыми нарушениями формированию графомоторных навыков присущи следующие особенности : трудности в воспроизведении графического образца по примеру и по представлению; затруднения в воспроизведении простых линий и фигур; нарушение зрительно-пространственной ориентировки и ориентировке на листе бумаги; недостаточная регуляция мышечного тонуса; недоразвитие кинестетического и динамического праксиса [6].
Г. Н. Градова отмечает, что у детей с речевыми нарушениями затруднено формирование «схемы тела», которое проявляется в нарушении соматотопических пространственных представлений. Дошкольники затрудняются определить точку направления объекта «от объекта» и «от себя»; допускают ошибки, а порой не могут определить пространственное право/лево направление; не могут соединить части предмета в единое пространственное целое, поскольку не видят целостный пространственный образ объекта [4].
По мнению Т. Н. Гирилюк, И. В. Старковой, недоразвитие движений пальцев рук приводит к тому, что старшим дошкольникам с речевыми нарушениями сложно проводить волнистые, ломаные и прямые линии в определенном направлении, что объясняет несоответствие написанных ими букв с предложенным образцом. В некоторых случаях отмечается воспроизведение каракуль вместо копирования образца букв [3].
Исследования, проведенные Е. В. Лусакевич, доказали, что нарушению формирования графомоторных навыков письма у дошкольников с нарушением речи, способствуют :
- недоразвитие зрительно-двигательной координации, которая приводит к неумению правильно провести разные виды линий;
- недоразвитие умения ориентироваться на листе бумаги. В связи с чем, старшие дошкольники ошибочно располагают лист на столе, или детали рисунка на листе бумаги, меняют положение листа, затрудняются определить место начала работы;
- недоразвитие мелкой моторики руки, что приводит к слишком сильному или слабому нажиму на карандаш, неровно держат ручку или карандаш (либо далеко, либо близко от грифеля или пасты) [6].
Как утверждают А. А. Карябина, Д. В. Солдатов, старшие дошкольники с нарушением речевого развития обладают низким уровнем сформированности умения распознавать элементы написания букв или цифр. Данная категория детей затрудняются в назывании печатных букв, затрудняются в назывании и сравнении букв схожих по написанию (тем или иным элементам, допускают ошибки в узнавании наложенного изображения букв, не различают зеркальное и нормальное написание (печатание) букв. По мнению авторов, все это негативно сказывается на формирование графомоторных навыков [5].
Исследования гностических функций у детей в норме и у детей с речевыми нарушениями показали, что они значительно отличаются у двух групп детей. Т. А. Алтуховой установлено, что в сравнении с нормой, у детей с речевыми нарушениями снижены способности в переработке оптической информации, поскольку нарушены оптико-гностические функции. Все это приводит к тому, что зрительное восприятие старших дошкольников с нарушением речевого развития характеризуется инертностью и непрочностью воспринимаемых зрительных образов, недифференцирован- ностью и бедность зрительных образов, ситуативностью и конкретностью восприятия, сложностью восприятия целостного образа [1].
По мнению Т. В. Ахутиной, у старших дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается низкий уровень развития зрительно-моторной координации и снижение контроля за движением мелкой моторики руки, что приводит к ошибочным движениям пальцев рук. Также у данной категории детей выявлен либо повышенный, либо заниженный мышечный тонус пальцев рук. Перечисленные особенности негативно влияют на формирование графомоторных навыков, и как результат, осложняет овладение письмом [2].
Обобщая вышесказанное, отметим, что на своеобразие формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями особое влияние оказывают недостаточная регуляция мышечного тонуса, нарушение зрительно-пространственной ориентировки, недоразвитие динамического и кинестетического праксиса, нарушение координации движений общей и мелкой моторики пальцев рук.
Библиографический список
1. Алтухова Т. А. Нейропсихологические основы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи. Белгород: БелГУ, 2014. 71 с.
2. Ахутина Т. В. Нарушения письма : диагностика и коррекция // Актуальные проблемы логопедии / отв. ред. М. Г. Храковская. СПб. : Акционер и К, 2014. 225 с.
3. Гирилюк Т. Н., Старкова И. В. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Альманах научно- исследовательских работ студентов и молодых ученых / под ред. О. Р. Ворошниной, Ю. М. Хохряковой. Пермь, 2016. C. 228-231.
4. Градова Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. канд. пед. наук. СПб, 2010. 233 с.
5. Карябина А. А., Солдатов Д. В. Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международной научной конференции молодых ученых. Орехово-Зуево, 2021. С. 203-206.
6. Лукасевич Е. В. Состояние графомоторных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Екатеринбург, 2016. С. 87-92.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 2014. 103 с.