Зитляева Севиля
Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в народных подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Среди прочих задач современного образования формирование гармонично развитой личности, способной организовать продуктивное взаимодействие со всеми представителями общества, умеющей устанавливать и поддерживать контакты, обладающей системой социокультурных и коммуникативных навыков – одна из главных. Особенно значимо ее решение для детей дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте происходит зарождение и формирование основ личностного развития, навыков межличностного взаимодействия с окружающими. От того, насколько успешно сформированными будут межличностные взаимоотношения дошкольника зависят его дальнейшее социальное и познавательное развитие, а также успешность обучения в начальной школе. Следовательно, развитие межличностных взаимоотношений – одна из основных задач области социально-коммуникативного развития дошкольников.
Публикация «Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в народных подвижных играх» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На необходимость развития у дошкольников межличностных взаимоотношений указывают требования нормативно-правовых документов, обеспечивающих основу для организации педагогической работы с детьми.
Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» [5] отмечено, что обеспечение педагогического процесса должно строиться с учетом работы, направленной на создание ситуаций вхождения ребенка в общество, включая взаимодействие с окружающими людьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [4] выделяет одной из образовательных областей область социального развития, задачи которой как раз и сводятся к формированию межличностных взаимоотношений детей. В ФГОС ДО перечислены следующие задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Наличие социальной необходимости, а также реализации требований современного ФГОС ДО ставят необходимым поиск эффективных средств развития межличностных взаимоотношений дошкольников. Одним из таких средств могут выступать народные подвижные игры.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, на что указывает Л. С. Выготский [2]. Именно в игре происходит познавательное, умственное, нравственное развитие дошкольника. При помощи игр ребенок осуществляет коммуникативное взаимодействие между людьми, учится понимать и ориентироваться в поступках, развивает навыки межличностного взаимодействия. Посредством игр формируются социальные контакты, в них наиболее эффективно развивается способность к общению в различных ситуациях. Кроме того, с помощью игры происходит закрепление у ребенка навыков взаимодействия и общения, совершенствование умений использовать принятые в обществе правила и нормы. Под руководством педагога игра превращается в эффективное средство развития межличностных взаимоотношений.
Особое место в дошкольной педагогике отводится народной подвижной игре.
Любой народ, населяющий ту или иную территорию, имеет свое уникальное культурное наследие, которое передается из поколения в поколение. Культурное наследие народа отображается в его фольклоре, традициях, обрядах, быте, искусстве и, конечно, в народных играх. Народные подвижные игры имеют важнейшее значение для воспитания детей и формирования у него представлений о культурном наследии народа. Именно с помощью игры ребенку проще понять и освоить народные традиции, накопить чувственный опыт.
На сегодняшний день наблюдается наличие достаточного количества исследований, посвященных проблеме использования народных подвижных игр в воспитании дошкольников. Авторами приводятся картотеки игр народов России, описывается возможность их использования на занятиях и в повседневной деятельности, раскрывается возможность знакомства детей с национальными особенностями разных народов с помощью подвижных игр и т. п.
С точки зрения Н. В. Кондрашовой [3], народные подвижные игры выступают неотъемлемой частью нравственного, физического и эстетического воспитания детей. В них воедино объединяются задачи физического развития детей с их духовным обогащением. Под воздействием данных игр происходит формирование у детей устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к людям своей культуры и людям других культур. Обеспечивается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, прививается любовь к родному краю и родной стране. Знакомство с помощью игр с особенностями жизни людей других национальностей оставляет яркие впечатления, обеспечивает интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Кроме того, народные подвижные игры позволяют воспитывать коммуникативность, обеспечивают создание атмосферы доверия, взаимоуважения.
Например, русская народная игра «Лягушки на болоте», направлена на то, чтобы развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Кроме того, в игре решаются задачи, связанные с развитием общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. В игре участники располагаются с двух сторон «берега». Ведущий выполняет роль журавля, остальные – лягушки. Дети «лягушки» прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка попадет в гнездо журавля.
Русская народная игра «Перелёт птиц» (лазание по гимнастической лестнице) также помимо задач, связанных с физическим развитием ребенка, решает задачи развития коммуникативных умений детей. В игре дошкольники выполняют роль птенцов, которые по сигналу «Птицы улетают!» бегают. Раздвинув руки в стороны. По сигналу «Буря!» -скрываются от бури на деревьях (залазают на гимнастическую лестницу). Аналогична данной игре игра «Наседка и цыплята», в которой дети-цыплята располагаются на одной стороне площадки, перед ними верёвочная лестница. По сигналу «Цып, цып, мои цыплятки. Выходите погулять, зелёную травку пощипать» - дети двигаются по залу. По сигналу воспитателя «Кошка» - залазят на лестницу.
Также в качестве примера можно привести белорусскую игру «Молоко (Малако)», которая направлена на то, чтобы упражнять в равновесии, развивать навыки общения. В игре выбирают «кота» и «хозяйку», затем усаживаются (прижав колени к груди и обхватив их руками) в круг на расстоянии полуметра друг от друга. Это «кувшинчики с молоком» («гладышки»). Хозяйка зовет «кота». Кот, дойдя до выбранной «гладышки» произносит: «Хочу!» - и неожиданно толкает «гладышку» вправо. Задача участников - сохранить равновесие.
Для дошкольников Крыма будет актуальным познакомить детей с играми крымских татар, например, с игрой «Скок-перескок» (Кучтем-куч). В игре дети научатся доверять друг другу, помогать и поддерживать товарищей. Для проведения игры на земле чертят большой круг, внутри него - маленькие кружки для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга, произносит слова «Перескок!», игроки меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Еще одной интересной и значимой для формирования межличностных взаимоотношений дошкольников можно выделить крымско-татарскую игру «Тимербай», в которой играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего – Тимербая (становится в центре круга, произносит соответствующие слова). С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Значительное место в развитии взаимоотношений между детьми имеют командные народные игры. Например, русская народная игра «Медведи и пчелы», которая проводится в командах: одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне - берлога медведей. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаё т сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу.
Особенное внимание стоит уделять использованию хороводных игр, ведь именно в них воспитываются навыки взаимоотношений в группе, формируются умения согласовывать свои действия с действиями партнера по игре. Например, в игре «Змейка» (хороводная игра) играющие, взявшись за руки, образуют цепочку, во главе которой - руководитель. Его задача вести за собой цепочку, все время убыстряя ход, и при этом делать разнообразные фигуры: змейки, петли, зигзаги, волны, спирали и т. п.
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения, которые формируются в народных подвижных играх, дадут возможность расширить социальные связи дошкольников, закрепить дружеские взаимоотношения. Формирование умений строить такие взаимоотношения может помочь предотвратить возникновение между детьми межличностных конфликтов.
Литература
1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению /М. Андреасова //Дошкольное воспитание 2017, №3. – С. 13–18.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л. С. Выготский //Вопросы психологии. – 2019. № 6. – С. 25 – 29.
3. Кондрашова, Н. В. Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики / Н. В. Кондрашова, О. В. Советникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 761–765.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://www.firo.ru/?page_id=11678
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/
6. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.