Лучший педагог года

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Кучерова Диана Салаватовна
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье раскрывается формирование дружеских взаимоотношений. Рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Дана характеристика понятиям «дружба», «дружеские взаимоотношения». Показано значение общения для развития психики и личности ребенка. Представлены условия, способствующие формированию у детей сочувствия, взаимопомощи и взаимовыручки. В статье обосновывается значение формирования дружеских взаимоотношений с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: отношения, взаимоотношения дошкольников, дружеские взаимоотношения, дружба, общность интересов, нравственность старшие дошкольники.

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

В соответствии с ФГОС одним из направлений развития является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка.

Его задачами является развить общение ребенка как со

взрослыми, так и со сверстниками.

Потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но её содержание формируется и расширяется с возрастом.

Одной из приоритетных задач, которую современное общество ставит перед учреждениями образования, является необходимость формировать у детей понятия

«друг», «дружба», учить сочувствию, уважению мнения другого. Решение этой задачи зависит от того насколько сам воспитатель понимает роль дружбы, вникает в её мотивы и способствует сплочению детей.

Понятие «дружеские взаимоотношения» охватывает разные стороны по своему содержанию.

Дружеские взаимоотношения - это отношения, основанные на взаимной симпатии, привязанности.

Показателями дружеских взаимоотношений выступают проявление человеком сочувствия, отзывчивости, взаимопомощи, интереса к деятельности другого человека, забота, известная объективность оценок и самооценок, способность поступится личным желанием в пользу товарища, получая при этом удовлетворение.

Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений».

Дружба формирует нравственные качества ребё нка: взаимопонимание, умение прощать и слушать, сопереживать и заботиться.

В дружбе проявляются нравственные качества ребёнка и одновременно это взаимодействие учит ребёнка позитивному поведению, углубляет нравственные чувства.

Дети все разные, но их сближает потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе.

Одной из особенностей детей старшего дошкольного возраста является объединение в группы. Это может происходить, когда они играют вместе, то каждый делится на подгруппу по 2 - 4 человека или в любой другой совместной деятельности. У некоторых детей могут возникать особенные дружеские взаимоотношения. У детей старшего дошкольного возраста можно заметить постоянство в контактах, привязанность в дружеских отношениях. Чаще всего дети, разделяясь на небольшие группы образуют 3- 4 человека, немного реже по двое. Мотив возникновение дружбы уже не просто совместная игра, а поступки другого ребенка, его отношение к другим товарищам и есть ли у них общий интерес. При выборе друга моральные качества переходят на первый план. Ребенок от своего друга ожидает более доверительного отношения, а также высоких оценок в свой адрес нежели от других. На данном этапе для испытания симпатии или неприязни учитываются моральные качества, поведение в общем и также оценки окружающих.

В старшем дошкольном возрасте количество объединений сверстников возрастает, усиливается их устойчивость. Особенность дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста — это их ориентированность на тех детей с кем они больше контактируют, они прислушиваются к их мнению больше других. Чаще всего дети дружат со сверстниками своего пола.

В группе можно заметить 3 типа отношений: собственно–личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. В собственно-личностных отношениях может быть что-то одно из трех: симпатия, безразличие и неприязнь. Оценка отношения к другому ребенку не всегда совпадает с мнением взрослого, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает и к сверстникам, которых оценивает низко. По мнению психологов, чаще всего, причины выбора товарища не осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Общая положительная оценка о другом ребенке может являться причиной дружбы.

Очень важно для развития дружбы старших дошкольников иметь между собой какие–либо сходства. Дети легче налаживают дружеские отношения с теми, кто близко живет или работает вместе с его мамой и т. д. Спустя некоторое время дети начинают замечать и оценивать личность своего товарища, но фактор сходства продолжает действовать. Важное условие для создания дружеского отношения к сверстнику – выражение личного отношения к нему при общении. Если ребенок чаще всего говорит о положительном отношении к другому, то, вероятнее всего, они подружатся.

С переходом от младшей группы детского сада до старшей и подготовительной появляется и развивается коллективность в отношениях. В процессе развития возникают такие изменения: дети младшего возраста дружат в зависимости от отношения ребенка к нему самому, а старшего от отношения и поступков ко всей группе. Это означает, что со временем у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада)

позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении.

Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра.

В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности.

Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 18:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД