Татьяна Завалишина
Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого необходимо привить им любовь к прекрасному: к растениям, животным и природе в целом. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью,многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ним, учит не только смотреть, но и видеть,дети захотят узнать еще больше.
Публикация «Статья „Природа как одно из важных средств воспитания ребенка“» размещена в разделах
Одной из важных нравственных задач, стоящих перед нами педагогами это воспитание любви к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных,учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно наносить вред природе, животным.
Основное средство познания природы - наблюдения. У ребенка восприятие природы острее, так как он впервые соприкасается с ней. Во время наблюдений за не живой природой, растениями и животными, взрослые обращают внимание на выбранный объект, отмечают его характерные особенности, внешний вид, наблюдают за ростом растений, повадками животных, сравнивают, учатся находить сходства и различия, приобретают новые знания. Все свои знания ребята воплощают и закрепляют в
изобразительной деятельности, развитии речи, ручном труде, дидактических играх. Все наблюдения должны быть кратковременными, но частыми. Поддерживая и развивая познавательный интерес, педагог воспитывает у детей многие положительные качества личности, познакомить природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязи.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если педагог приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца,просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом птиц, у детей разовьется художественный вкус,они смогут глубже познать окружающий мир, будут стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна чудес. Она никогда не повторяется и педагогу следует учить детей искать и находить новое в уже известном,виденном. Для этого педагог должен использовать в совместной деятельности поисково –исследовательскую деятельность. Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле, на животноводческой ферме, педагог обращает внимание на то,с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду взрослого. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, целью ее охраны и улучшения.
Садовник, например, знает, какие ветки нужно обрезать, чтобы дерево лучше росло; огородник удаляет «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у всего растения и т. д. Только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
Литература: «Как знакомить дошкольника с природой» П. Саморуковой (1983г.); «Юный Эколог» /Под. ред Николаева