Луиза Ганеева
Проблема обучения детей раннего возраста, разный подход педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения детей раннего возраста, разный подход педагогов
к вопросу о дидактических принципах.
Психологические исследования познавательной деятельности и мотивации действий с предметами, проводимые в НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора А. М. Фонарева, позволили подойти к разработке педагогического аспекта проблемы обучения самых маленьких, в частности, дидактических принципов проведения занятий с предметами.
1) Принцип активности и посильной самостоятельности остается ведущим. Он должен найти отражение во всех трех типах занятий с предметами, особое значение приобретает при втором типе занятий.
Публикация «Проблема обучения детей раннего возраста, разный подход педагогов» размещена в разделах
2)Принцип эмоциональности поддерживает устойчивость действий ребёнка, направленность интереса и т. п. Эмоциональность - один из основных принципов проведения занятий с детьми раннего возраста. Данные новых исследований показывают: ребёнок не просто отзывчив на эмоциональные проявления взрослых, особым образом он реагирует на «социально значимого» для него человека. Это один из способов удовлетворения познавательной потребности, возникающие ситуации поиска соответствующего решения практической задачи.
3)Принцип повторности. На основе исследований можно сказать: наибольшая активность в течение одного занятия возникает у ребёнка не при первом предъявлении материала (предмета, сигнала и т. п., а при повторном (на 3—4-й раз), что особенно характерно для детей первого и первой половины второго года. Педагог неоднократно обращает внимание ребёнка на объект действия, усиливая при повторных предъявлениях интерес к нему, вводя все действия малыша в русло полезной, целенаправленной деятельности. Требования к содержанию программного материала. Изучение ориентировочной активности детей раннего возраста позволяет выделить и описать критерии, характеризующие уровень её развития: устойчивость, целенаправленность, избирательность.
Типы руководства действиями детей на занятиях.
В процессе обучения детей действиям с предметами и дидактическими игрушками воспитатель прибегает к трем типам руководства.
1) Первый тип — зеркальное, т. е. выполнение действий за взрослым. Например, воспитатель проводит первую часть занятия — показывает, как нужно действовать предметом. Вторая часть занятия рассчитана уже на активное подражание ребёнка его действиям (малыш повторять 2 — 3 действия)
2) Второй тип — синхронное, т. е. выполнение действий за взрослым. Например, воспитатель и ребёнок действуют с предметом одновременно. Они могут работать каждый на своем материале, но важно, чтобы они действовали совместно. Возникает поисковая ситуация, и педагог подводит ребёнка постепенно к самостоятельному решению.
3) Третий тип — выполнение действия отставленным результатом. Такой тип руководства особенно полезен при повторном проведении занятий, когда у ребёнка сложился способ действия с предметами. Этот опыт дает возможность воспитателю поставить ребёнка в ситуацию более активного поиска. Однако, если он не справляется, педагог возвращается ко второму типу руководство и даже первому.
Таким образом, третий тип руководство — с оставленным результатом — возникает, когда воспитатель ставит ребёнка в ситуацию поиска самостоятельного решение.
По всей вероятности, этим и объясняется то, что третий тип руководства дает высокий обучающий эффект.