Ольга Дубковская
Статья «Прогулки-экскурсии с «особыми» детьми»
Шевченко Е. К., Ржаницына Л. М., Дубковская О. С.
Актуальность: прогулка-экскурсия является одной из форм пополнения кругозора детей, ознакомления с различными сторонами окружающей действительности, одним из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование «особого» ребенка, как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, способствует формированию положительных эмоций.
Публикация «Статья „Прогулки-экскурсии с „особыми“ детьми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2017
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания
Нельзя не учитывать огромную роль экскурсий в деле социализации детей, их межличностного взаимодействия.
В этом году наш педагогический коллектив начал осваивать одну из форм развития детей группы «особый ребёнок»-экскурсии. Основными целями, которые мы ставили перед собой в данном виде деятельности являлись развитие чувственного познания детей на основе совместной деятельности зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов, формирование положительных эмоций и желания познавать.
Подготовка педагогического коллектива группы заключалась прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, мы выбирали наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели, с учётом их возрастных и физиологических особенностей.
При определении расстояния до места экскурсии мы исходили из физических возможностей детей, а также реализации возможности посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.
Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна была превышать 20-30 мин, При этом нами учитывались особенности дороги, состояние погоды.
При проведении природоведческих экскурсий, а также экскурсий к памятникам за день или за два до нее данное место нами осматривалось. Побывав на месте -будущей экскурсии, мы уточняли маршрут, находили нужные объекты, намечали содержание и объем тех знаний, которые должны - получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для, для отдыха детей.
Нами были проведены 2 экскурсии в парк при ТЮЗе,это так называемые «экологические» экскурсии, где дети знакомились с особенностями живой и неживой природы зимой и в весеннее время года. Преимущество таких экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы и одновременно с условиями их обитания.
При этом слепые и слабовидящие при обследовании объектов природы детьми пользовались тактильными методами (какой снег на ощупь? Какие листочки на ощупь)
Например,на экскурсии,посвящённой знакомству с устройством автомобиля, дети также активно пользовались тактильными методами, в частности- Обследовали машину снаружи, держались за руль, коробку передач. Другие разместились в машине в качестве пассажиров.
Так же группа "особый ребенок посетила с экскурсиями Океанариум и детскую библиотеку.
Итоги таких экскурсий были выражены в фотографиях и фотопрезентациях.
Таким образом,экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, а также наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.