Получи документы

Творческий отчет: «Театрально-игровая деятельность с особыми детьми»

Наталия Зиберова
Творческий отчет: «Театрально-игровая деятельность с особыми детьми»

Творческий отчет : "Театрально-игровая деятельность с особыми детьми"

Самый распространенный и понятный ребенку

вид детского творчества -театрализованная

деятельность, так как действие, "совершаемое

самим ребенком, наиболее близко связывает

творчество с личными переживаниями".

Л. С. Выготский

Публикация «Творческий отчет: „Театрально-игровая деятельность с особыми детьми“» размещена в разделах

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет Но почему -то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя.

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге "Работа актера над собой", характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе ". как будто бы", и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. Уберечь от эстетической глухоты - значит создать шаг к гармонии. Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский утверждал, что "для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Этому поможет театр, театрализованные игры.

Каждый день я спешу на работу, зная, что меня ждут мои особые малыши, которые живут в Доме ребенка. Дом ребенка -это воспитательно - оздоровительное, реабилитационное учреждение призвано заменить детям, оставшимся без попечения родителей, семью, создать условия, в которых бы они всесторонне развивались.

Наши дети требуют особого подхода, исключающего любое проявление формализма. Неблагоприятное течение внутриутробного периода новорожденности, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание ребенка в больнице - все это создает дополнительные трудности в работе. Малыши не умеют общаться друг с другом, у детей преобладает низкий уровень реабилитации. Отмечается неустойчивое внимание, незначительный объем памяти, повышенная возбудимость, расторможенность, присутствует неврологическая симптоматика, неустойчивость эмоционального фона. Дети быстро утомляются, не могут быстро сосредоточиться на одном задании, быстро теряют интерес к выполненному заданию. Порой возникают вспышки негативизма. Психическое состояние детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности. Эти особенности вызывают замедленный темп развития. Таким детям нужна специальная помощь. Работать с особыми детьми можно только с теплотой, искренней душой, - только в этом случае влияние на ребенка будет благоприятным. Опыт работы многих коррекционных учреждений подтверждает, что дети с нарушением в развитии испытывают потребность в творческой деятельности, которую необходимо развивать и использовать в целях воспитания и обучения. Именно театрально-игровая деятельность может помочь сформироваться в интересную и неординарную личность, что актуально для нашего дома ребенка, т. к. у нас воспитываются дети отстающие в развитии от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Актуальность театрализованной деятельности в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения друг к другу, развитии коллективизма. В театральных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Цель, которую я поставила перед собой, занимаясь с детьми театральной деятельностью - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

• Создать условия для развития творческих способностей детей через театральную деятельность.

• Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

• Обогащать и активизировать словарь.

• Воспитывать правильное звукопроизношение.

• Учить детей диалогу.

• Стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников, взаимодействия с узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей среды, благоприятного эмоционального климата. воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом возрастных особенностей детей. Дети еще маленькие, им хочется много играть, поэтому играм уделяю особое внимание. Элементы театрализованной игры включаю в занятия:

• ознакомление с художественной литературой;

• познавательные занятия;

• конструктивная деятельность;

• занятия по Изо;

• музыкальные занятия;

• досуги, праздники, развлечения

Учебно-воспитательный процесс, строю на основе данных динамики нервно-психического развития каждого ребенка на фоне реабилитационной терапии. На основе полученных данных формирую подгруппы детей в соответствии с их развитием. Знакомство детей с театрализованными играми начинаю с младшей группы. В начале года, или по прибытию ребенка в группу провожу диагностическое обследование, которое направлено на выявление сформированности знаний, умений, навыков ребенка во всех видах деятельности. Во время обследования стараюсь не делать детям замечаний; не поучать их. Особое внимание обращаю на детей с плохой речью, координацией; неуверенных в себе, ослабленных, с приобретенными и наследственными отклонениями, а также детей с преобладающим холерическим типом нервной деятельности. Дети с преобладающим холерическим типом нервной системы неуравновешенны и непоследовательны. Их интересы переключаются с одного увлечения на другое. Хочу отметить, что проведение обследования в традиционном стиле (индивидуальный просмотр, опрос, или задания при всей группе) наименее эффективно. Чем непосредственнее обстановка, чем выше заинтересованность детей, чем увлекательнее задание, тем больше шансов увидеть возможности ребенка.

В работе с детьми использую следующие приемы:

• использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания ("Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали. ";

• имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса; кошку-маму, котенка-ребенка) и др.);

• чтение художественных произведений (веселые песенки, потешки, персонажи кукольного театра

Необходимым условием в работе с особыми детьми является :

• многократное повторение изучаемого материала;

• создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества взрослого и детей.

С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Стараюсь использовать разные возможности, чтобы обыграть какай либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке можно сказать: "Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы улыбнемся, поздороваемся"; предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки, дует сильный ветер. Такие действия сопровождаю песенками, стихами, потешками. Инсценирую с детьми знакомые сказки, стихи из повседневной жизни. Для этого использую разнообразные театры, игрушки. Малыши, которые не умеют говорить, с удовольствием смотрят небольшое представление, рассматривают кукол. Детей постарше стараюсь привлекать к посильному участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Использую знакомые сказки - "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба", "Рукавичка" и др. Детям сложно произносить текст полностью, они произносят некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. В"Репке" дети "Тянут репку", а в "Курочке Ряба", изображают плачь деда и бабы, показывают, как мышка махнула хвостиком, пищат за нее. Фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаю детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь. Дети по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, малыши начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее. В группе стараюсь создать все условия для занятий театрализованной деятельностью Первоначальное внимание направлено на обогащение предметно-развивающей среды. Оформлен театрально-игровой центр, включающий в себя:

• ТСО;

• наглядные пособия;

• детскую художественную литературу

• познавательную и методическую литературу; атрибуты для театрализованных игр

• виды театров (кукольный, настольно-0плоскостной, пальчиковый. театр резиновой игрушки, настольный);

• герои сказок (петрушка, буратино, красная шапочка и др.);

• дидактические игры

Приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Организуя работу с детьми, активно использую творческие, дидактические, подвижные театральные игры. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию детей (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Важнейшим условием успешного применения театрализованных игр на занятиях является речевая активность детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. На первых занятиях дети слушают и выполняют действия, задания. А на четвертом занятии становятся активными участниками беседы. их речь заметно активизируется. В работу включаю всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Часто использую методический прием - коллективные задания. (Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи, ищем мед" или"Мы - хитрые лисоньки ". Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет. Все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису. Наши дети особенно нуждаются в поощрении. Помня это, я никогда не сравниваю результаты деятельности одного ребенка с результатами другого. Все усилия направляю на то, чтобы дети во время игры испытывали радость познания и обретали уверенность. Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей, провожу их не только на занятиях, но в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Театрализованная игра тесно связана с сюжетной игрой, потому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, машинами, в стройку. в больницу и т. д. Знакомые стихи, песенки являются хорошим игровым материалом. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей провожу специальные этюды, упражнения на развитие эмоций (солнышко встает, солнышко садится).Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, поговорок, прибауток, колыбельных пеленок. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла и доброты, внимания, способствует формированию эмоционально-положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме обучение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что малыши лучше воспринимают обращенную речь, если она подкреплена наглядными предмета (картинками, игрушками). Ежедневной традицией в группе является чтение художественной литературы. Во время чтения показываю детям разнообразные действия с игрушками, куклами театра. Своим примером показываю образцы ролевого поведения. Дети с удовольствием перевоплощаются в собак. кошек и других знакомых животных, однако развивать и обыгрывать сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому, я учу их некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры "Наседка и цыплята", "Медведица и медвежата", "Зайчиха и зайчата. На занятиях разыгрываю небольшие сценки, организую игры по литературным произведениям: "Игрушки" А. Барто, "Кот и козлик В. Жуковский, использую потешки: "Кошкин дом", "Расти коса до пояса"и др. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети. изображая ветер. надувают щечки, делая это старательно и беззаботно. Затем упражнения можно усложнить, подуть так, чтобы спугнуть злого волка. Лица детей делаются устрашающими, в глазах передается гамма самых разнообразных чувств. В вечерние часы с детьми использую короткие этюды, вместе с детьми обыгрываю их, провожу гимнастику с пальчиками, учу правильно брать дыхание, работаю над техникой речи. Но больше всего дети любят наряжаться стоя перед зеркалом, жестикулируя проговаривая реплики персонажей : один пищит как мышка, второй машет крыльями, третий клюет зернышки как цыпленок.

Особое место в жизни детей занимают развлечения, досуги, кукольные спектакли. Кукольный театр! Когда дети слышат это слова в их глазах загораются радостные искорки, слышится веселый смех, и детские сердца переполняются радостью, предвкушением чуда. Ведь" ожившая" кукла - это маленькое чудо. Кукольные спектакли, инсценировки производят на детей большое впечатление и дают много положительных эмоций. Дети верят "ожившей" кукле и стараются сделать то, о чем она просит. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Главный принцип достижения эффективности в работе с особыми детьми является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных особенностей. необходимым условием для наших детей является многократное повторение изучаемого материала, создание доброжелательно насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослого. Творческий подход к работе с особыми детьми дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня развития. Избегаю от назначения на ведущие роли одних и тех же детей, считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремлюсь помочь раскрыть свои способности. Чтобы обучение шло успешно, стараюсь предусмотреть следующие моменты:

• положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

• активность детей на занятиях. которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и избирательной;

• эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.

Работу по театрально-игровой деятельности веду в тесном контакте:

• с музыкальным руководителем (ознакомление с музыкальными инструментами, подбор музыкальных произведений для передачи характерный особенностей героев, разучивание пластических этюдов);

• с учителем дефектологом (знакомство со средствами выразительности речи, заучивание чистоговорок);

• с педагогом психологом (разучивание игр и упражнений, формирующих эмоционально-чувственную сферу)

Только совместными усилиями всех сотрудников Дома ребенка сможем реализовать задачи театрально-игровой деятельности. Введение театрально-игровой деятельности в реабилитационный процесс дает положительные результаты. Работая с детьми по данной теме, отметила. что у детей повысился уровень знаний и умений. Данил научился говорить простыми предложениями. старается подражать игровым образам; очень любит музыкальные игрушки. У Давида появилась речь, которая отсутствовала при поступлении в группу, появилась коммуникабельность, умение действовать с игрушками. Очень любит музыку. различает и называет героев сказок, учится действовать с персонажами сказок. Соня, участвуя театрализованных играх, научилась радоваться, стала более раскованной, учится манипулировать игрушками, девочка очень любит музыку, с удовольствием выполняет ритмические упражнения. У Саши расширился словарный запас, появилось внимание, улучшилась память, движения стали более координированными. но мелкая моторика осталась на прежнем уровне. Настя очень любит наряжаться, стоя перед зеркалом выполнять ритмические движения. Наблюдаются положительные изменения в эмоциональном развитии и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Жизнь детей в Детском доме обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

"Ребенок - это маленький росток,

Который холим, любим и лелеем.

Ребенок - это маленький цветок

Мы всей душой его согреем!"

Публикации по теме:

Аналитический отчет по самообразованию «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей» Аналитический отчет по самообразованию по теме «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего.

Игровая деятельность с элементами логоритмики с детьми старшей группы «Город игрушек» Цель: координация движения и речи; дифференциация звуков Ч-Ц, Ш-С, Ж-З и автоматизация их в связной речи. Развивать фонематический слух,.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

Непосредственная игровая деятельность в подготовительной группе «Игровая мозаика» "Игровая мозаика. " Материал: ручки, цветные карандаши, фломастеры, верёвочки, карточки с картинками, мяч, кегля, карточки с геометрическими.

Совместная познавательно-игровая деятельность с детьми 2–3 лет по валеологии «Полечим зайке носик» Совместная познавательно-игровая деятельность с детьми 2х-3х лет по валеологии «Полечим зайке носик.» Цели: - расширяем знакомство с.

Рабочая программа по разделу «Театрально-танцевальная деятельность» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ТЕАТРАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (старшая группы) Автор: Галанова С. А., воспитатель МБДОУ д/с.

Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету»Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения и тревожных тенденций у старших дошкольников, развитие психических процессов и мелкой моторики.

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет.

Театрально-игровая программа «Коляда пришла, открывай ворота!»Театрально-игровая программа «Коляда пришла, открывай ворота!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» Муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской.

В гостях у сказки «Загадки волшебного календаря». Совместная театрально-игровая познавательная деятельность (средняя группа) Цель: стимулировать интерес детей к совместной познавательной деятельности Задачи: Образовательные: 1. Побуждать детей искать способы решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет: «Театрально-игровая деятельность с особыми детьми»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 13:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД