МААМ-картинки

Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России

Карина Полицеймако
Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России

Статья. «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России».

Автор: Полицеймако Карина Андреевна.

Цель: анализ сущности понятия «русское хоровое искусство» в различные периоды столетия.

Публикация «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России» размещена в разделах

Хоровое искусство как одно из важнейших составляющих музыкальной культуры является действенным фактором развития созидательных и творческих возможностей человека, выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-культурному наследию страны, формируют патриотизм, духовно-нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом, гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социально--политическом и культурном процветании.

В отечественной истории хоровое искусство сыграло важную роль. В профессиональной славянской музыкальной культуре оно было главным с момента принятия христианства на Руси вплоть до XVIII века. Позже с образованием единого централизованного государства, в процессе собирания удельных княжеств, Москва стала столицей, куда стекались и где обобщались разнообразные местные традиции русских городов. В эпоху царствования Ивана Грозного в Москве хоровое пение и музыкальное образование приобрело черты государственной политики. Созванный царем Иваном IV в1551 году Стоглавый собор обязал духовенство во всех городах Московского государства создавать детские школы для обучения основам певческого дела и грамоте, а также вводил во всех его пределах многоголосное пение, которое в то время культивировалось лишь в Пскове и Новгороде.

В царствование Ивана IV были созданы первые профессиональные хоровые коллективы России - хор государевых певчих дьяков, в 1713 году преобразованный в Придворную певческую капеллу, с успехом существующую и по сей день, и хор патриарших певчих дьяков, преобразованный в 1721 году в Синодальный хор и просуществовавший до середины 20-х годов XX столетия. В XIX веке одной из главных национальных задач становится подготовка музыкантов, исполнителей, способных воплощать идеи музыкального просвещения. Середина века ознаменовалась бурным развитием и созданием частных хоров, таких как хоровая капелла князя Ю. Голицина, Д. Агренева-Славянского. Продолжала творческую деятельность созданная в XVII веке капелла графа Шереметьева, капелла А. Архангельского и многие другие.

К окончанию XX века любительское хоровое движение стало заметным в общекультурном пространстве страны. Хоры создавались в селах, где наряду с церковными песнопениям исполнялись народные песни и светская музыка. В это же время активно развиваются рабочие хоры, немало преуспевшие в своем развитии и оставившие след в истории хорового искусства России. Все эти вопросы подвели к созданию в 1878 году Русского хорового общества в Москве, Петербурге, других городах. Общества упорядочили работу любительских коллективов, обеспечили и разнообразили репертуар, сумели организовать работу со многими социальными слоями населения и, самое важное, пропагандировать русскую хоровую музыку среди огромного числа поющих и слушателей.

В первые десятилетия советского периода высокими темпами развивалась и массовая художественная самодеятельность. В 1927 году в Ленинграде была проведена Первая олимпиада коллективов художественной самодеятельности, которая завершилась исполнением революционных песен большим сводным хором, а в 1932 году в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, в которой приняли участие восемьдесят лучших коллективов страны. Самым востребованным музыкальным жанром того времени, способным сплотить и разбудить чувство патриотизма в людях, становится хоровая, массовая песня.

В 1928 году был организован академический хор в системе радиовещания под руководством А. В. Свешникова (Большой хор Всесоюзного радио и телевидения) и Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова, которые через сценические площадки, радиоконцерты пропагандировали музыку композиторов-современников, несущую и утверждающую идею национального единения.

В годы Великой Отечественной войны необходимость эстетического воспитания проявилась с особой значимостью. Через литературу, живопись, театр и особенно песню проявлялась любовь к своей стране и готовность ее защищать. Большое значение имело развитие фронтовой самодеятельности.

В послевоенные годы самодеятельное хоровое искусство переживает небывалый подъем, только в России к концу пятидесятых годов насчитывалось более 60 000 хоров. Это же время ознаменовалось бурным развитием детских хоровых студий.

Девяностые годы прошлого столетия не лучшим образом отразились на развитии музыкального искусства в целом и хорового, в частности. Россия стала терять лидирующее положение в области музыкального воспитания и культуры.

Исторический опыт показывает, что народное хоровое исполнительское искусство является одним из наиболее действенных и востребованных творческих направлений музыкальной культуры современной России. Хоровое искусство воплотило в себе высокие нравственные принципы и идеалы, основанные на любви, уважении, толерантности, а интонационное единство народной, светской и церковной музыки внесло черты демократизма и доступности. Оно обладает не только большими выразительными средствами, способными доставлять эстетическое удовольствие от прослушивания, но еще и привлекает большие слои населения к творчеству, сплачивая их и превращая в спаянные, дисциплинированные коллективы - в этом заложены неисчерпаемые воспитательные и организаторские возможности хора.

Помимо богатейшей музыкально-эстетической составляющей народное хоровое искусство обладает неоспоримым социально-нравственным, культуросообразующим содержанием, необходимым для формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих ориентиров молодого поколения.

Список литературы

1. Васильев В. А. Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Наука, новые технологии и инновации. – 2016. – № 12. – С. 239-242.

2. Головин А. В., Быканов С. А. Хоровое движение - единение нации // Управление городом: теория и практика. – 2014. – № 4 (15). – С. 42-48.

3. Жирова О. Я. Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема // Наука Искусство Культура. – 2014. – № 3.– С. 152-160.

4. Кузнецов В. В. Современные культурные трансформации в народно-хоровом исполнительстве // Человек. Культура. Образование. – 2013. – № 3 (9). – С. 161-166.

Публикации по теме:

«Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольников» Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольника Я считаю неоспоримым влияние любого вида народно-прикладного.

Сценарий досуга по физической культуре и музыке «День государственного флага России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА». Сценарий спортивного.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре МДОУ детский сад №16 «МАЛЫШОК» Сукайло Елена Вениаминовна Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Серпухов 2019.

Конспект занятия по музыке «Приобщение детей к музыкальной культуре» Цель: Обогащать разносторонний запас художественных впечатлений, представлений детей посредством приобщения их к музыкальной культуре. Задачи:.

«Кошкин дом на новый лад». Сценарий музыкальной сказки, приуроченной к Году театра в России РОЛИ. Бабушка, Внук, Кошка, Кот, 2 котенка, Коза, Козел, Курица, Петух, Свинья. ТАНЦЫ. 5 котят, 4-5 девочек-огоньков, 2 петушка, 7 козлят,.

Технология хорового пения Дмитрия Огороднова Вернёмся к Д. Е. Огороднову. Тема: «Новое – хорошо забытое старое». Бердыш Галина Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад.

Проект, направленный на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое.

Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности В данном учреждении я работаю с 2018 года. Стаж в дошкольном образовании более 15 лет. Образование, музыкальное училище по классу хорового.

Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте Экскурсия в искусство Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте. подготовила: Чаадаева И. А., учитель.

Эстетическое воспитание и развитие школьников средствами искусства Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 16:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД