Лучший педагог года

Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Зульфия Матиева
Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Детство - важнейший период человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни, а

настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто

вел ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира,- от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняш-

ний малыш.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания» размещена в разделах

Детский сад – это первый в жизни ребенка общественный социальный институт. Умение жить среди людей развивает «социальный интеллект», формирование которого начинается в семье.

Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, на улице. Но для дальнейшего полноценного развития ребенка необходимо посещение дошкольного образовательного учреждения.

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш родился на свет. Как правило, поступают в ГКП дети тех родителей, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; дети неполных семей, где кормильцем является мать, которая досрочно прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит на работу; так же категория детей, посещающих ГКП, которые находятся под присмотром бабушек и дедушек в связи с занятостью родителей. Ни для кого не секрет, как обстоят дела с очередями в дошкольные учреждения г. Сургут. На сегодняшний день очень актуален вопрос по организации детей в группы кратковременного пребывания (далее ГКП, которые пусть не на целый день, но хотя бы на полдня позволяют родителям оставить малышей в обществе своих сверстников. Не утешают и очереди в ГКП. Определить ребенка в эту группу непросто, как казалось бы. По 80-100 малышей записываются в очередь для поступления в ГКП. У молодых родителей есть возможность отдать детей на пребывание в детском саду на 3,5 часа. Это дети без путевок.

В большинстве случаев родители отдают детей, дабы облегчить адаптацию в основной группе ДОУ. Как и в основной группе, в ГКП тоже есть оплата за присмотр и уход за ребенком. Это в среднем около 500 рублей в зависимости от того или иного дошкольного учреждения и региона.

Воспитанники ГКП узнают, что помимо мамы и папы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться и поручения которых нужно исполнять. Ребенок учится общаться с другими детьми, знакомится с определенными правилами поведения и учится их соблюдать.

Деятельность ГКП направлена на реализацию новой модели дошкольной образовательной системы в современных социально-экономических условиях – обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей. ГКП преследует несколько важных задач:

-обеспечение охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;

-осуществление психолого-педагогической консультативной помощи и просвещения родителей воспитанников;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

ГКП открывается приказом муниципального органа управления образованием на базе образовательного учреждения при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий. В зависимости от того или иного образовательного учреждения, ГКП различают с 3,5 и 5 часовым пребыванием детей без организации сна. ГКП является связующим звеном между семьей и основной группой. Дети, посещавшие ГКП, довольно безболезненно переносят адаптацию при переводе в основную группу. Ребенок, оставаясь с другими детьми и взрослыми, учится контактировать с ними, что способствует его дальнейшей социализации. Это важное условие усвоения социального опыта. Дети, которые 24 часа находятся в окружении семьи более робкие и замкнутые.

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В самые первые месяцы после рождения малышу непременно нужна мама и семья, которая его окружает. Необходимость в коллективе, в компании сверстников начинает быть острой потребностью к 3 годам жизни, но к этому моменту- вхождению в общество- малыша нужно подготовить. Естественно первые шаги к социализации начинается с прогулок в парках и детских площадках. Дети начинают общаться, строить отношения, которые не всегда будут гладкими и мирными, но это и есть путь обучения, иного нет.

Ранний возраст- это период от 1 года до 3 лет. Первый год жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития. Для детей этого периода жизни характерно чувственное познание ближайшего окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная активность и малая подвижность нервной системы, высокая степень отвлекаемости.

На втором году жизни развивается самостоятельность детей. Совершенствуется восприятие, речь, двигательная деятельность.

К концу третьего года жизни речь у детей становится средством общения со сверстниками. У него появляются индивидуальные навыки, предметная и игровая деятельность. Несмотря на все эти развития, ребенку нужна поддержка, забота и любовь матери. Начиная с раннего возраста, родители должны подготовить ребенка к адаптации в ДОУ.

Адаптация-это приспособление организации к новой среде, обстановке. Одна из главных причин, затрудняющих привыкание ребенка к детскому саду - это детские страхи. Малыши боятся незнакомых людей, общения с ними, новой обстановки и всего, что связано с ней. Дошкольник становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет. Последнее является глобальной проблемой во всех семьях. Другое общество, другие условия-все это влияет на организм ребенка с физической стороны. У большинства детей поднимается температура тела, проблемы со сном, быстрое переутомление. В большинстве случаев мальчики отстают в развитии от девочек. Нужно отметить, что они и адаптируются тоже тяжелее, нежели девочки. Это связано с тем, что они сильнее привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. И, конечно, не обходится без слез. Детские слезы – это нормально. Это опыт переживания негативных эмоций, без них нельзя, поэтому нет ничего страшного в том, что ребенок иногда плачет, «золотая слеза не выкатится»,- говорят по этому поводу в народе. Ребенок неразрывно связан с матерью, тем самым адаптация сказывается и на матери. Родители должны понимать, что адаптация это очень серьезно, и морально подготовиться к этому процессу. Необходимо создавать положительную атмосферу дома, больше внимания уделять ребенку, понимать его беспокойство и убеждать в том, что они его любят и обязательно заберут домой. Не менее важен душевный комфорт при расставании: чаще смотреть ребенку в глаза, обнять, прижать к себе и поцеловать. Как говорилось выше, ГКП является ключом между семьей и основной группой. И дети, которые посещают ГКП более уверенные, лояльные и с легкостью расстаются с родителями по сравнению с детьми, которые 24 часа находятся в семье. По сути ГКП отличается от основной группы ограничением во времени и отсутствием питания. В ГКП реализуется общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательный процесс в ГКП осуществляется в соответствии с утвержденным заведующим режимом дня, расписанием непосредственно образовательной деятельности. Продолжительность занятий и режим работы организуется с учетом требований САНПиН. За время пребывания в группе дети развиваются, узнают много нового, отрабатывают культурно-гигиенические навыки, усовершенствуются навыки общения в социуме, развиваются творческие способности (это занятия рисованием, лепкой, аппликацией, обогащается словарный запас. Все это достигается при неразрывном общении воспитателя с родителями. Они хорошие союзники, организующие воспитательный процесс в единстве педагогических требований. Основа нормального развития и правильного воспитания дошкольника- режим. Режим- это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур.

Путь к познанию детьми окружающего мира лежит через игру. Игра- это главный структурный компонент в развитии малыша. Именно во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры. В план- программе ГКП обширно используются несколько видов игр: развивающих, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых, игр- забав, игр малой подвижности, игровых упражнений, ситуаций, игр со строительным материалом, музыкальных игр и мн. др. Также большая часть в режиме дня отводится прогулке. Это в среднем 1ч 50 минут из общего времени пребывания в саду. На прогулке дети наблюдают за окружающим миром: живой и неживой природой, учатся определять характер погоды. С помощью наводящих вопросов воспитателя отвечают на вопросы и тем самым самостоятельно делают выводы: почему тает снег, идет дождик, какая польза от солнца людям, животным и растительности.

Немаловажное значение выполняет знакомство с художественными произведениями. Художественное произведение- это воспроизведенная модель земли, окружающего мира в целом. Через произведения ребенок познает мир с разных граней. Это способствует эстетическому развитию детей.

С глубокой благодарностью высказываются в социальных сайтах родители воспитанников, посещавших ГКП. Эти высказывания все больше подтверждают актуальность и необходимость создания ГКП для маленьких детей.

Семья сеет зерна, а мы, педагоги, их взращиваем…

Список использованной литературы:

Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях- М. ,1986

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии- М., 1998

Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С. ,Васильева М. А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2013

Тимофеева Л. Л Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня- М., 2013

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология- М., 1999

Журнал «Югорское детство» Август-сентябрь 2012

Публикации по теме:

Формирование познавательно-речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью в группах кратковременного пребывания Наши воспитанники – это дети, которые не выдерживают полный режим пребывания в основных группах из-за быстрой истощаемости нервной системы,.

Группа кратковременного пребывания детей в ДОУГруппа кратковременного пребывания детей в ДОУ В этом году в нашем детском саду была открыта группа кратковременного пребывания детей "Развивай-ка", где работают специалисты ДОУ. Я работаю.

Конспект НОД для адаптационной группы кратковременного пребывания «Ладушки» «У ёлочки в гостях» Звучит музыка «Ёлочка» Ёлочку зеленую В гости мы позвали, До чего нарядная Ёлка в нашем зале Ёлка, ёлочка! Просто загляденье! И пушиста.

Конспект занятия в адаптационных группах кратковременного пребывания детей раннего возраста «Мой веселый звонкий мяч» Цель: повышение эмоционального тонуса, сплочение детей и взрослых, умение взаимодействовать со сверстниками, развитие координации движения.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников группы кратковременного пребывания Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько.

План воспитательно-образовательной работы детей группы кратковременного пребывания Планирование образовательно — воспитательной работы Тема: «Наша группа» Цель: Формирование у детей интереса посещать детский сад, знакомство.

Презентация группы кратковременного пребывания Презентация группы кратковременного пребывания «В гостях у сказки» (переделанная песня) Если вы приехали к нам ненадолго, Чтобы посмотреть,.

Рабочая программа группы кратковременного пребывания ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий,.

Социализация детей раннего возраста Социализация детей раннего возрастаПояснительная записка[ Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания За последние несколько лет во всех регионах России значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
Опубликовано: 22 июля 2015 в 19:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД