Людмила Борзенкова
Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной речи и развитие речевого творчества. Я представляю технологию по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию, в частности, обучению составлению рассказов.
В содержание работы формирования связной речи по данной технологии входит рассказ по следам наглядного действия (комментированное рисование).
Публикация «Технология формирования монологической речи дошкольников „Комментированное рисование“» размещена в разделах
Данная технология опирается на методику развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста под руководством профессора Московского Гуманитарного института Микляевой Натальи Викторовны. Эта методика была опубликована в одном из журналов «Управление Дошкольным Учреждением», (№2, 2010г.)
Цель методики комментированного рисования- развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности.
Задачи:
• Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картине и рисунке взрослого и сверстника.
• Формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинками.
• Содействовать в развитии мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования) в художественно – речевой деятельности.
Принципы данной методики.
Деятельностный – развивать способности в процессе деятельности.
Развивающего обучения – создать игровые ситуации, направленные на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.
Коммуникативный – создать условия для мотивации детской речи.
Приемы комментированного рисования.
С позиции взрослого
Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребенок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.
Например: Я рисую дерево. У дерева есть ствол, веточки, листочки и корни. Ствол высокий и толстый. На веточках зеленые листочки. Среди веток спряталось старое дупло. В нем живет дятел. Возле дерева растет зеленая трава. А под деревом сидит зайчик.
Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отображающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (в моих комментариях дети становятся объектами изображения)
«Я хочу нарисовать картину о ваших играх. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать красками, а вы мне будете подсказывать: во что и как играли. Я нарисую всех детей нашей группы, расскажу про тебя Глеб, и про тебя Дима. Хотите вместе со мной рисовать?» (Дети отвечают)
«Вот это Владик. Скажи, Владик, ты с какой игрушкой играл? – С самолетиком. Тебе было весело? (Схематично я рисую на ватмане или доске улыбающегося Владика и самолетик). Кристина, а ты как играла (Прыгала через скакалку). Тебе было грустно или радостно? (Рисую) Рома, расскажи, что делает Владик? А Кристина?. (Дети рассказывают по нарисованной ситуации. Воспитатель следит за правильностью повествования. Предлагает повторить правильно предложение, если дети неправильно строят предложение).
«Настенька, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Машей? Хорошо. Спроси, вкакую игру она играла» Еще говорят 2-3 пары детей. Параллельно на доске в процессе моей продуктивной деятельности возникают рисунки, маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей.
Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Сначала можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.
Следующие приемы рисования мы рассмотрим с позиции ребенка.
Рисование в парах.
Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось. Например, перед началом рисования я задаю тему «Птичий двор». На одном общем листе не переговариваясь, каждый рисует свое по заданной теме.
Расскажи что получилось?
Расскажи, что вы делали сначала, а что потом?
Расскажи, о чем рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
Индивидуальное рисование «Вхождение в рисунок»
Предлагается войти в рисунок, описывая, что в это время происходит. Происходит развитие пространственного мышления, формирование умения описывать в речи воображаемую ситуацию, связываю ее содержание с содержанием рисунка.
Например, «Жило – было маленькое семечко. И вот однажды ветер опустил его на полянку. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что, наконец,наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась солнышку, теплому дождику. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»
«Оживление картины» - распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования, передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.
Например «Я – береза. Живу много лет. Мне нравиться лето, потому что я зеленею. Хозяева дома ухаживают за коровой, огородом и домом. Сторожит дом собака по кличке Шарик. Маленький мальчик помогает папе строить будку для собаки. Мама не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Это очень дружная семья.»
И еще один прием «Дополнение изображения, созданного взрослым».
Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создает его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребенка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.
Например на одном из НОД по художественно – эстетическому развитию вместе с детьми мы использовали прием нетрадиционного рисования – кляксография. С помощью трубочки от коктейля у каждого на листе бумаги мы поставили кляксу, увидев, удивление у них в глазах, я предложила пофантазировать. Придумать какой – нибудь образ и дорисовать его. В конце каждый ребенок описал словесно свой полученный результат.
Особое внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал…и сказал… и сделал… и что из этого вышло?»). Этот прием рекомендовал Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души». Дети рисуют персонажей из сказки и комментируют их действия.
Технология комментированного рисования интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает возможность право выбора, полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию монологической речи.