Лучший педагог года

Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Волкова Татьяна Витальевна
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение.

Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее

время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой

отношений между людьми, которые определяются социальной

справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество

обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Публикация «Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее

собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению

установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность

стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и

правила в силу собственного понимания их необходимости.

Формирование нравственности – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе,

но и формирование в дальнейшем его жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного

воспитания детей дошкольного возраста является игровая деятельность, как

ведущий вид деятельности у детей данного возраста. Именно через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли

своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и

взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра основана на

восприятии представленных норм и правил, тем самым ориентирует ребёнка на

соблюдение определённых норм и правил взрослой жизни.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности

ребенка как показатель его нравственного развития.

Ключевые слова: мораль; нравственность; нравственное воспитание;

игровая деятельность.

Воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой

основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты

личности ребенка.

Определение проблемы и актуальности данной темы позволяет

сформулировать цель исследования : выявить влияние игровой деятельности в

формировании нравственного воспитания старших дошкольников.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из

важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития

личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление

требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов

детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича нравственность

(мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих

отношение людей в обществе на основе общественного мнения,

стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [16]

Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две

взаимосвязанные задачи:

- выработка нравственных требований, которые находят отражение и

получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм,

принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла;

- внедрение этих требований и связанных с ними представлений в

сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия,

а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения,

т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Термин «нравственность» употребляется как синоним термина «мораль».

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в

прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того,

как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои

убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,

можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность -

это личностная характеристика. [10]

По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика

рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный

процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек,

нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [20]

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных

норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и

их неуклонное соблюдение», - пишет И. Ф. Харламов. [19, с. 344]

К. Д. Ушинский отмечал зависимость содержания детских игр от

социального окружения. Он считал, что существует зависимость содержания

детских игр от социального окружения, так как игры не проходят для ребенка

бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо,

а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Дошкольник может прекрасно

знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки

помочь человеку, попавшему в беду. Знать, что лгать стыдно, но говорить

неправду и т. д. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в

нравственных поступках в доступной ему деятельности. [18]

Именно в игровой деятельности дошкольник наиболее самостоятелен:

сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и

своей фантазией, устанавливает доброжелательные взаимоотношения со

сверстниками.

Игровая деятельность – это своеобразный материальный этап. Он

моделирует сферу человеческих взаимоотношений, которые определяют

развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны

своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются

нравственными нормами.

По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь нравственного

воспитания в игре - это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие

сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через

определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать

моральные и социальные чувства дошкольников. Сюжетно-ролевые игры детей

построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где

правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми

из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной

жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх,

разумеется, по-своему, преломляя их с учетом современного общества. [11,

с. 79].

В своих исследованиях Р. И. Жуковская обращает внимание на

нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует

развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным

и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры, которые

создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх

дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни

и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность

ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,

справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих

на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанные на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитывать детей на

лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих

формированию положительных чувств и побуждений.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед

коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,

согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо

разрешать спорные вопросы.

Нравственность является сложной, многоуровневой личностной

характеристикой, охватывающей такие личностные структуры как разум,

чувства, воля. Нравственное воспитание старших дошкольников - это

совокупность воспитания нравственных чувств, облика, нравственной позиции

и нравственного поведения.

Игра – школа морали в действии, школа произвольного поведения.

Именно в игре определяется поведение и характер человека в обществе. В игре

все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их

играми, отражающими взаимоотношения людей в обществе.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание

играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанных на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Вопросы нравственного воспитания подрастающей личности на

протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом

рассмотрения в философии, педагогике, психологии.

Проблема нравственного воспитания дошкольников в настоящее время

актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном

обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры

как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации

понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед

опасностью моральной деградации.

Дошкольное детство - пора открытий.

Поэтому, взрослые должны помочь ребенку делать открытия, наполнив их

воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у

него нравственных чувств.

Литература

1. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р. С. Буре. М. :

Просвещение, 2006.141 с.

2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа

Дошкольного Образования От рождения до школы /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А/ Васильева. 4-е

изд. М. : Мозаика – Синтез, 2017. 368 с.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа Развитие/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Новая школа, 1994.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. 1966.№6 62-76 с.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : старшая группа / Н. Ф. Губанова. М. :Мозаика – Синтез,

2014.160 с.

6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/ Р. И. Жуковская. М. :АПН РСФСР, 1963.320 с. pedagogic.ru

7. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка/ А. В. Запорожец. Дошкольное образование, 1964. 351 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2003. 176 с.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика. : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М. : Прометей,

1998. 457 с.  

10. Логинова В. И., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И.

Логиновой, П. Г. Саморуковой: 2-е изд., исп. и доп. М. : Просвещение, 1998. 167 с. OCR Detskiysad.Ru

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М. : Просвещение, 1982. 128 с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ Н. Я.

Михайленко, Н. А. Короткова. М. :Гном, 2000.96 с.

13. Мухина В. С. Психология дошкольника : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ В. С. Мухина.

М. : Академия, 1975. 239 с

14. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология/ Д. В. Ольшанский. М. : 2002. 127с.

15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под. ред.

М. : Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

16. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь/ Е. С. Рапацевич. Минск. :Соврем. слово, 2006. 928 с.

17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ под ред. А. В. Запорожца. М. :Просвещение, 1976.96 с.

18. Ушинский К. Д. Сочинения/ К. Д. Ушинский. М. :Лениздат,1950. т. 8. 234 с. revolution.allbest.ru

19. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов: 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Высшая школа, 1990. 576с.

20. Эйсмонт-Швыдкая Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. М. :

Просвещение, 1969.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация. В статье рассматривается сущность ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогического.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из значимых явлений детского развития. Игра является потребностью ребенка.

Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.

Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ старшего дошкольного возраста ПОД ВЛИЯНИЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: Перед современной школой стоит задача.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2019 в 20:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД