МААМ-картинки

Элементарный детский театр как одна из форм работы по развитию творческих способностей дошкольников

Вера Анисимова
Элементарный детский театр как одна из форм работы по развитию творческих способностей дошкольников

В. А. Анисимова, Т. В. Голощапова

музыкальные руководители

МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА

ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Публикация «Элементарный детский театр как одна из форм работы по развитию творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Аннотация. В этой статье авторами рассматривается важность использования театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников и обосновывается необходимость внедрения технологии «элементарный детский театр» в педагогическую практику на примере опыта работы музыкальных руководителей детского сада.

Ключевые слова: музыкально-театрализованная деятельность, элементарный детский театр, детский мюзикл, современные технологии, нетрадиционные формы, методы, приемы.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Все они направлены на формирование личности ребенка, на его целостное развитие, однако именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творчески направленной личности. Поэтому использование театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников по-прежнему актуально на сегодняшний день.

Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».

В своей практике мы используем технологию «элементарный детский театр» в качестве одной из форм работы по развитию творческих способностей дошкольников. Данная технология используется как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Элементарный детский театр – это театр для детей, где ставят спектакли для детей и играют роли сами дети.

Начинать использование данной технологии можно уже в возрасте 3-4 лет. По своей природе элементарный детский театр наиболее близок детской сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, как объединению музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного слова, мимики и пантомимы как комплексное, совместное со взрослыми игровое действие детей.

Работа в этом направлении с детьми начинается с принятия на себя игрового образа. Малыши с радостью изображают в небольших сценках

повадки животных, имитируя их движения, голоса (как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лисичка). Детей второй младшей группы знакомим с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старшего возраста, ведь любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В отражении сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю. Такие действия сопровождаются изобразительной музыкой, песенками, стихотворениями.

Уже в процессе первых театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, которое способствует развитию навыков выразительной речи, пластики движений, пения, игры на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Дети средней группы уже способны следить за сюжетом, включаться в действие, воплощаться в образ, у них активно проявляется воображение и творчество, что дает возможность от игры-драматизации перейти к театрализованному представлению. Развивать творческие способности можно на хорошо знакомых сказках, известных детям, в том числе и русских народных, таких как «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Народное творчество близко детям, потому что оно связывает с укладом их жизни, с родной природой.

Когда мы стали вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметили, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр мы старались предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.

Работая с детьми старшего возраста, мы отметили, что они проявляют большой интерес к театру ростовых кукол. Яркие, необычные, они помогают детям войти в образ того или иного персонажа. Они объемные, в рост ребенка, ими удобно управлять. Надо сказать, что дети с удовольствием играют в театральные куклы, разыгрывают сценки из знакомых сказок, сочиняют диалоги. Накопленный опыт взаимодействия с куклами они демонстрируют в сценках, включаемых в ход праздников и утренников.

Ростовые куклы используем в процессе работы по формированию у детей уважения к традициям и обычаям русской национальной культуры.

Так, готовясь к празднику «День защитника Отечества», мы подготовили сценку «Три богатыря» с использованием ростовых кукол.

Дети старшего возраста уже способны показать сказку детям младшего возраста. Мы это делали с помощью варежкового театра. В этом возрасте дети

уже могут самостоятельно управлять куклами-варежками, говорить за них, петь, стоя за ширмой. С удовольствием дети участвовали в постановке сказки «Колобок» для малышей. Они чувствовали себя взрослыми, значимыми, ответственно отнеслись к своим артистическим обязанностям.

Дети подготовительных групп уже способны разыгрывать спектакли, детские мюзиклы. Так, например, сюжеты народных сказок включаем в содержание праздничных утренников: на развлечении «Праздник Осени» был представлен спектакль по сказке «Кошкин дом», на утреннике, посвященному празднику 8 марта был подготовлен мюзикл «Муха Цокотуха». В современном детском мюзикле использовались все виды детской музыкально-художественной деятельности: дети исполняли как хоровые, ансамблевые, так и сольные песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали. Все эти элементы, объединенные единым сюжетом, позволили детям осознать, что современный детский мюзикл способен соединить разные жанры в единое целое. Участие в детских мюзиклах позволило развить творческие способности каждого участника театрализованного представления.

Наблюдая за детьми, мы заметили, как год от года они вс ярче проявляли свои способности кто-то в пении, кто-то в танцах, кто-то в декламации, а кто-то в игре на музыкальных инструментах. В зависимости от интересов детей, их индивидуальных наклонностей, мы объединяли их в малые группы при подготовке театральных постановок и мюзиклов для тематических праздников и утренников.

Нами было отмечено, что технология «элементарный детский театр» помогла нам раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности, интеллект, развить эмоциональную сферу, его талант. А это именно те компоненты, которые оказывают большое влияние на формирование творческой личности дошкольника. Если в начале работы с детьми их творческое воображение порождало лишь некоторые идеи и сценические образы, то затем детям уже удается справиться с реализацией всего творческого замысла. Театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, развитию образного мышления, фантазии и воображения, а так же умения передавать характеры персонажей в пластике движений, в словесном творчестве, элементарном музицировании.

Таким образом, мы на практике еще раз убедились в том, что использование различных видов театрализованной деятельности и на сегодняшний день актуально, необходимо в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию и оказывает особое влияние на познание ребенком окружающего мира.

Список литературы 1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009. 2. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр – творчество – дети». – М. : АРКТИ, 2004. 4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001. Сведения об авторах Анисимова Вера Алексеевна – музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №62 «Золотой улей» Старооскольского городского округа Белгородской области. Голощапова Тамара Васильевна – музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №62 «Золотой улей» Старооскольского городского округа Белгородской области.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарный детский театр как одна из форм работы по развитию творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 21 мая 2021 в 22:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД