Папки-передвижки

Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дарья Алымова
Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов о пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности.

Публикация «Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Геометрические представления у детей дошкольного возраста формируются не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения, которое осуществляется различными средствами. Одним из эффективных средств, по мнению З. А. Михайловой, являются задачи на смекалку, так как особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой задачи, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной [3].

Именно поэтому, мы в своем исследовании по теме: «Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста», определили :

Объект исследования: развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования задач на смекалку в развитии геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Обосновать возможность использования задач на смекалку в развитии геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Выявить исходный уровень развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач на смекалку.

Задачи на смекалку играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т. п.) [2, с. 80].

Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:

- инструктивный уровень формирования представлений;

- формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);

- задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);

- задания на классификацию фигур;

- на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;

- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

- задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.

Головоломки - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов и др.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) задачи на смекалку с палочками (можно использовать спички без серы).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек : составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился[1].

Библиографический список

1. Леушина А. Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение - 2004

2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, - 2005. - 94с.

3. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. : Просвещение - 2008.

© Алымова Д. А., 2019

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2020 в 19:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД