Надежда Кунгурцева
Степ-аэробика в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.
Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка, но по результатам диагностики за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей.
Публикация «Степ-аэробика в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика. Я изучила методику проведения занятий по степ-аэробике. И сегодня хочу поделиться со своим опытом работы.
Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 20—30 минут.
Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными, мы изготовили для детей индивидуальные снаряды — степы.
Степ — это ступенька высотой не более 12 см, шириной 27 см,длиной 70 см, легкая,сверху прорезиненная поверхность.
Цель:
- оздоровление детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование правильной осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- предупреждение нарушений плоскостопия и укрепление мышц стопы и голени;
- повышение функциональных возможностей вегетативных органов, укрепление сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
- формирование двигательных навыков и умений;
- повышать интереса к занятиям спортом и прививать привычку к здоровому образу жизни.
Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики — ее оздоровительный эффект
В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
Как мы уже говорили, степ –аэробика это шаги. Особое внимание уделяется базовым шагам, на основе которых и строятся все комплексы упражнений.
- Базовый шаг
- Шаг ноги врозь, ноги вместе
- Приставной шаг
- Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед
- Касание платформы носком свободной ноги
- Шаги ноги вместе, ноги врозь
- Шаг с поворотом
- Шаги в диагональном направлении, из угла в угол платформы
- Шаги через платформу в продольном направлении
- Выпады
- Шаги углом
Отдельное внимание я хочу уделить одежде и обуви. Наличие спортивной формы (шорты и футболка, и обязательно кроссовки. Во время занятий на степ-платформе стопа должна быть зафиксирована. Это необходимо для удобства, и конечно для безопасного выполнения упражнений.
Продумывая содержание занятий аэробикой, я старалась учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
— рациональный подбор упражнений;
— равномерное распределение нагрузки на организм;
— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.
Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение трех месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 ударов в минуту.
Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
Аэробика может проводиться:
— в виде кружковой работы оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25—35 минут) - кружок;
— как часть занятия (продолжительность 10—15 минут);
—Как утренняя гимнастика в виде степ-аэробики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— в виде показательных выступлений детей на праздниках – выступление детей на ежегодном фестивале «Мой мир» с номером «Делайте зарядку» с использованием степ-платформ.
Основные правила техники выполнения степ-тренировки :
- выполнять шаги в центр степ-платформы;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а, спускаясь ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- спускаясь со степ-платформы, оставаться достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни;
- не пускаться и не подниматься со степ-платформы стоя к ней спиной;
- делать шаг с легкостью, не ударять по степ-платформе ногой.
Так же степ-платформы используются не только для выполнения упражнений, но и для игр.
Подвижная игра «Цирковые лошадки».
Правила игры: Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении», затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2—3 меньше, чем участников игры.
В заключение хочу сказать о том, как степ-аэробика влияет на эмоциональный уровень детей, на психомоторные способности:
- развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
- улучшается психическое состояние, снятие стрессов;
- формируются навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
- развивается чувство уверенности в себе.
- повышается эмоциональный уровень, психорегуляция:
- воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивается чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитываются коллективные движения (синхронность).