МААМ-картинки

Сторителлинг как педагогическая технология

Надежда Игнатенкова
Сторителлинг как педагогическая технология

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.

Публикация «Сторителлинг как педагогическая технология» размещена в разделах

Учитывая что, использование инновационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития дошкольников. К тому же, благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, целостным, системным, интегративным, современным.

Совсем недавно я обратила своё внимание на такую новую педагогическую технологию, как «сторителлинг» - это педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы Armstrong International. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории придуманные выглядят более живыми, интересными и увлекательными и проще соединяются с личным опытом, нежели те что даются готовыми. Данный термин пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Данная технология заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

Цель сторителлинга - управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи:

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

3. Сторителлинг на основе сценария : ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Как выбрать хорошую историю? Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.

• Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

• Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, ненужно использовать шаблоны «плохой- хороший», «черное- белое». Например: сказка о синем и красном- «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать.

• Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. У каждого из них особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

• Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят

Хочу рассказать о наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей.

1. Вступление. Вступление, как правило короткое. Оно ставит вопрос или обозначает проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь их. В случае если дети, слушая, отвлекаются, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей.

Варианты вступления: когда-то давным-давно., садитесь поближе, я вам расскажу., однажды., это произошло темной и дождливой ночью.

2. Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и характер присутствующих персонажей. Эта часть дает возможность проникнуть в историю, о котором рассказывается создавая определенное напряжение.

3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Когда история доходит до конца, появляется разрешение поставленной проблемы. В конце истории находится решение которого мы ожидали. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников

4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает историю, рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Детям нашей средней группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что кубики являются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Свою работу по «Сторителлингу», я и начала с использования игры «Кубики историй», изучив литературу и изготовив кубики. Это 9 кубиков и 54 картинки которые погружают детей в мир фантазий, иллюзий и приключений. Дети глядя на рисунок придумывают невероятные истории, превращая обычную сказку или рассказ в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей средней группы они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать авторские самодельные кубики «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время.

Наборы историй на кубиках могут быть следующих типов:

• набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем -погодные явления и др.);

• разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

• тематические кубики (например, по темам «Игрушки», «Осень», «Сказки» и т. д.).

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!

В течение года мы играли в творческие игры, упражнения и задания по таким сюжетам как: "Таинственный сад", "Магазинчик волшебных предметов", "Старинный сундучок", "Незаконченные предложения" и др.

Чем больше мы применяли эту технологию, тем больше она нас захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает нам данная технология во всех видах деятельности. Например, к нам на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а мы, тем самым, решая программные задачи. Технику сторителлинг я применяю как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

В конце выступления могу сказать, что технология «сторителлинг» способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок учился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые – разговорчивыми.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. - СПб. : Златоуст, 1998. - 355 с.

2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

3. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.

4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сторителлинг в детском саду. Дидактическое пособие «Времена года в историях»Сторителлинг в детском саду. Дидактическое пособие «Времена года в историях» Макова Светлана Сергеевна, воспитатель, МАДОУ ДС «Маячок» №170 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВРЕМЕНА ГОДА В ИСТОРИЯХ» В ТЕХНИКЕ «СТОРИТЕЛЛИНГ».

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода сторителлинг. Подготовила и провела: воспитатель-методист.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг как педагогическая технология
Опубликовано: 19 марта 2022 в 08:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД