Маргарита Федорович
Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В. Н. Аксюченко, А. П. Архипов, Д. П. Барам, формирования общих учебных умений (В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова, оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, Л. П. Аристова, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т. А. Борисова, Н. П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А. А. Андреев, Т. Н. Разуваева, Ю. И. Щербаков, Ю. Н. Кулюткин, Л. П. Хитяева. Е. А. Сорокоумова, Л. К. Гребёнкина).
Публикация «Сущность понятия „познавательная активность“, особенности формирования познавательной активности у дошкольников» размещена в разделах
Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у дошкольников. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[31].
Так, по мнению Леонтьева А. Н. активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [25].
Поддъяков Н. Н. выделяет два типа детской активности : собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[29].
Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной[29].
Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка : в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [29].
Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.
Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.
Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм[29].
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т. к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.
Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».
Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [29]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [29].
Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются :
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями[36].
В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий : по мнению Щукиной Г. И. познавательная активность человека - «ценное личностное образование»[39], по мнению Шамовой Т. И. - «деятельное состояние»[37], Зубкова Т. И. считает познавательную активность «стремлением человека к познанию» [17].
Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».
Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания : стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.
Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [37].
Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности[31].
Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников[37].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников : раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.
Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка[11].
Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.
Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях