Папки-передвижки

Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической литературе

Виктория Гулькина
Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической литературе

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, изложенной в его книге «История развития высших психических функций» (1930-1931, на развитие психики оказывает влияние культурный контекст, результат исторического развития общества. Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. Л. С. Выготский утверждал, что индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами, процессами активного преобразования воспринимаемого внешнего мира. Его теорию также называют социокультурной.

Публикация «Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Развитие детей может быть успешным только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи. Для этого, прежде всего, педагогам следует признать ведущую роль, способности и возможности родителей в воспитании и развитии своих детей.

Родители проводят со своим ребенком гораздо больше времени, чем может уделить педагог в условиях детского сада. Они, как и педагоги являются «специалистами» по своим детям. Необходимость взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей определяет общность образовательных задач. Как у педагогов, так и у родителей имеются пробелы в знаниях – у одних относительно поведения и жизни ребенка вне детского сада, у других относительно организации образовательного процесса и поведения ребенка в дошкольной образовательной организации. Только в диалоге обе стороны могут представить полную картину жизненной среды ребенка. Такой обмен является основой для партнерства и сотрудничества между родителями и педагогами, открытого, доверительного взаимодействия в общем деле развития детей.

С давних пор ведется спор о том, что же играет главную роль в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. Под общественным воспитанием здесь понимаются различные образовательные учреждения, например: детский сад, школа. Мнения педагогов, занимающихся этой темой, неоднозначны. Часть педагогов высказывались в пользу семьи, другие выдвигали на первый план общественные учреждения. Так, педагог-гуманист И. Г. Песталоцци считал, что «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

А социалист-утопист Роберт Оуэн в противоположность предыдущей точки зрения выдвигал теорию о том, что семья является одним из главных зол на пути формирования личности человека. Изложенная им идея о необходимости преимущественно общественного воспитания ребенка с самых ранних лет имела популярность в нашей стране. В течение многих лет она активно воплощалась, подчеркивая доминирующую роль общественного воспитания над семейным в процессе формировании личности ребенка.

Данная тематика отражена в трудах великого педагога А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко подчеркивал необходимость изучения жизни детей в семье педагогическими коллективами, выполнение этой задачи открывало не только возможность улучшения быта и воспитания детей, но и возможность влияния на родителей.

Позднее, в 40-60-е годы, тенденция доминирования дошкольного учреждения над семьей сохранялась, но проблема «борьбы» семейного и общественного воспитания уже не ставилась так остро.

Как и ранее семья не являлась субъектом сотрудничества, а рассматривалась в большей степени как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.

Примером может служить текст, взятый из Устава детского сада, утвержденного 15 декабря 1944 г. в котором говорилось: «Детский сад… должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а так же текст из Временного положения о дошкольном детском учреждении, утвержденном 8 марта 1960 г. : «Дошкольное детское учреждение - ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».

Уже в 60-70-е годы XX в. годы стало уделяться больше внимания, чем прежде сочетанию общественного и семейного воспитания. В этот период проводились педагогические исследования, с целью научного обоснования путей и средств, которые могли бы обеспечить работу системы «школа-семья-общественность». Результаты данных исследований отражены в работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов, именно в них начали использоваться такие понятия как: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и др.

Значительный вклад в развитие взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, в вопрос оказания помощи родителям внесен В. И. Безлюдной в труде «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Данная работа с научной точки зрения обосновывает следующую мысль: семья и дошкольное учреждение не способны изолированно решить задачу преодоления разного рода трудностей ребенка.

В том же ключе развивалась мысль в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Следовательно, успешное решение задачи воспитания возможно лишь в случае, когда образовательное учреждение поддерживает связь с семьей и между воспитателями и родителями удалось установить отношения доверия и сотрудничества.

Наиболее значительные изменения в системе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Связано это с реформой образования, которая не могла не отразиться на системе дошкольного воспитания, что повлекло за собой принятие положительной роли семьи в процессе воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в контакт родители и от педагогов они ждут помощи.

Семья и ДОО - два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден эффективный, положительный результат.

К подготовительной к школе группе дети завершают дошкольный возраст. Когда общение воспитателя строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей, они осваивают формы позитивного общения с людьми. У них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки. Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.

В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другой.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью:

- изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания.

- для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.

Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах.

Можно отметить что, современное образование требует от педагогов строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, т. е. педагоги воспитывают и обучают вместе с родителями.

Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Публикации по теме:

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 19 января 2022 в 18:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД